Реформы Петра Первого
Страница 10

Историческая летопись » Реформы Петра Первого

После выхода в Чёрное море Пётр задумал ещё совершить выход в Балтийское море и для этой цели в 1703 г. он построил город Петербург. За выход в Балтийское море пришлось сражаться со Швецией, которая не хотела господства России над Балтикой. Эта война длилась двадцать один год и закончилась победой русских. Ведя войну, он совершал преобразования в стране: модернизировал армию и флот, провёл ряд изменений мирного характера.

Умер Пётр I Великий в 1725 году 28 января.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора “даточных людей”, а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Поход шведских войск во главе с королем Карлом XII на Польшу позволил русской армии одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург — новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-“парадизом”. В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров, наряду с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна была разделена на губернии. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения (“ревизии душ”). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец отечества”.

Петр является основоположником светского просвещения в России. Он всеми силами стремился не только ввести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на европейский уровень. Для этого он, прежде всего, вызывал в Россию множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей учиться за границу. Он сделал светское элементарное образование обучение грамоте, «цыфири» и геометрии обязательным для сыновей дворян и приказных людей. Он создал русскую светскую шкоту к двух видах: в виде начальных «цьфирных» школ и виде ряда специальных учебных заведений; такими были навигацкая школа в Москве и морская академия в Петербурге; инженерное училище в Москве и артиллерийское в Петербурге, несколько «математических школ», медицинская школа при московском военном госпитале; в 1703 г. пастор Глюк основал в Москве общеобразовательную школу языков и разных наук. В конце царствования Петра был составлен проект учреждения Академии наук в Петербурге, она была открыта уже после его смерти.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Хроника завоеваний и открытий
Условно экспансию викингов принято делить на три периода: 1) Охватывает конец 8.-9вв.- характеризовался разрозненными экспедициями викингов против Франкского гос-ва,нападениями на берега Англии,Шотландии,Ирландии и их переселениями на Оркнейские,Фарерские,Гебридские о-ва. 2) Начался в конце 9 в.- в это время происходит нападение на ...

Крестьянское законодательство. Усиление крепостничества во владельческой деревне.
Как известно, крепостное право в России держалось очень долго и приняло чрезвычайно грубые и жестокие формы. Словно гигантский спрут оно охватило своими цепкими щупальцами все стороны материальной и духовной жизни страны и в течение многих веков накладывало на них неизгладимый отпечаток. Прежде всего, необходимо отметить, что термин ...

Особенности формирования китайского культа правителя
Традиция почитания китайцами своего правителя как священного царя берёт своё начало в древних религиозных культах Шан-ди и Неба. Идеология Конфуция, возвеличивая прошлое, поддержала и вознесла созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, управляющего Поднебесной от имени великого Неба. В свою очередь, конфуцианство ...