А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Страница 3

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)

В начальный период деятельности «Нашей Нивы» было сделано не так уж и мало. Так, первые три года существования газеты, в ней было напечатано «960 оригинальных статей с 489 сел, а за четвертый год – 660 статей с 321 населенного пункта» [28,с.182]. При условии, что редакция ничего не платила своим корреспондентам. Возникает справедливый вопрос: На что же жил Антон Луцкевич, раз не получал денег от издательства? Прежде всего, как отмечает А.М.Сидаревич, «…деньги он получал от Первого Совместного товарищества страхования жизни… к этому добавить гонорары с русских, польcких и украинских изданий» [41,с.13]. Тем не менее, стоимость одного экземпляра газеты – 5 копеек. Для простого человека, для которого в принципе была адресована «Наша Нива», это была довольно значительная сумма. В 1910 году «на 5 копеек можно было купить 2 фунта … ржаного хлеба, или 1 фунт пшеничного, либо 1фунт мяса» [42,с.3]. Но, не смотря на это, тираж в 4,5 тыс. экземпляров расходился полностью.

Возвращаясь к деятельности А.Луцкевича, следует отметить, что начиная с 1908 года на первое место в его публикациях выходит национальная проблематика: «О белорусском национальном возрождении», «Культурном значении малых наций», «Дело о белорусской школе», «Дума» [11,с.4].

В 1909 г. он довольно выразительно обозначил поворот революционных методов борьбы к творческо-культурной работе, нацеленной прежде всего на просвещение, воспитание национального сознания. Ярким примером тому служат слова самого А.Луцкевича, напечатанные в «Нашей Ниве» за 1911 год: «Мы, белорусы мысли которых выражаются в газете «Нашей Ниве» должны были придерживаться простой и высокой мечты: возрождение нашего народа и края твердо с гордостью отстаивать свои человеческие и гражданские права. Мы должны смотреть через головы разных современных «героев» на 10-30 лет вперед в свое будущее» [11,С.4].

Это значит, что своей целью белорусской народ должен поставить возрождение своей самобытности, культуры, развитие национального сознания. Понятное дело, что редакция «Нашей Нивы» прекрасно понимала, что эта программа была довольно ограниченной. В одной из редакционных статей (1910.№2. 7 декабря) говорится, что в тяжелые времена, которые тогда переживала Россия, многие люди опускали руки. «А мы говорим, – говорится в статье, – не откладывайте большой гражданской работы на завтра. Не опускайте рук сегодня, народ который не умеет ковать свое счастье сегодня, не имеет права на лучшую долю завтра». [16,с.429].

Первоочередной и главной задачей «Нашей Нивы» в тех условиях была борьба за всестороннее национально-культурное возрождение белорусского народа, за признание самого факта его существования. Следовательно, исходя из того, что основой всей национальной культуры является язык народа: «Нам, в первую очередь нужно возродить свой язык. Только возродив родной язык мы сможем поставить на твердую основу наше национальное движение» [16,с.430].

А.Луцкевич, говоря про белоруса, отмечает, что он «не только потерял свою национальную принадлежность но и осмысление своего личного качества как» [11, с.4]. Он отмечает, что многие белорусы представляют себя либо поляками, либо русскими, что невозможно для настоящего сознательного белоруса. Кстати, такая проблема существует и в современности, когда народ, теряющий свой язык, перестает отождествлять себя со своей нацией. Когда патриотизм, как таковой отсутствует, из-за незнания своей истории, из-за национального самосознания и т.д. Многие проблемы н. XX в. повторяются сегодня, и потому необходимо обратится к истории этого периода, чтобы иметь представление, как возрождался народ, сознание которого было порабощено в течение более столетия. Для того, чтобы выйти из этой ситуации А.Луцкевич предлагает следующее, необходимо «расширение и развитие национального сознания у белорусов, а вместе с этим развивать экономическую силу народа … расширять мысль о национализации всех форм народного образования, открыть частные и общественные школы, библиотеки, курсы» [11,с.4].

Как видно, ситуация в н. XX века была куда как более сложная, чем в н. XIX века, через сто лет от изучаемого времени.

Последняя статья А.Луцкевича в «Нашей Ниве», которую я хотел бы рассмотреть называется «Вечная пропасть». В ней он опять же возвращается к проблеме национального возрождения, которое невозможно, как он думает «до тех пор, пока все нации – и крестьяне – земледельцы, и рабочие не смогут внести своей части в общенародное наследие … совместная общественная работа ради общей пользы, вот школа, которая научит народ, как создать лучшую жизнь, как освободится от беды и построить сильный экономический фундамент».[43,с.4]. Именно представлял себе А.Луцкевич белорусское движение и возрождение нации, по крайней мере, так он его представлял в официальной печати.

Что касается положения Беларуси в составе российской империи, то Луцкевич ясно это показывает в своей работе под псевдонимом: Антон Навина. В 1910 году в С.-Петербурге выходит книга «Формы национального движения в современных государствах» [44,с.22], где опубликованы многочисленные статьи о белорусах А.Навины. В этих статьях указывается, что во многих слоях общества распространена идея «самоуправления для белорусского края».

Страницы: 1 2 3 4

Место даосизма в религиозной и философской жизни.
Когда династийный кризис в танском Китае вновь начал да­вать о себе знать, правительство снова решилось на радикальные меры. По указу от 845 г. было конфисковано имущество монасты­рей и живших в них монахов. Те из монахов, кто хотел сохранить свое немалое имущество, вынуждены были покинуть монастыри и вести светский образ жизни, платя г ...

Политико-правовая идеология утопического социализма в Зап. Европе 16-17 вв
Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общ ...

Проблемы и этапы формирования и развития ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА. Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы
Чтобы понять специфику творческой направленности в вопросах формообразования в советской художественной культуре в 20 - е годы, необходимо учитывать особенности проблемной ситуации в искусстве России в 1910 - е годы, которая существенно отличалась от условий зарождения нового стиля в других странах Европы. Специфика состояла в том, что ...