А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Страница 2

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)

Каждая из сторон имела свои интересы и не была заинтересована в пробуждении у белорусских крестьян своего лично-белорусского самосознания. Ярким примером тому может служить заявление западно-русов к «Нашей Ниве», где они говорят о бесперспективности этого мероприятия и непригодности его для жизни отдельно взятого человека. Но, тем не менее, с течением времени, сила влияния газеты возрастала. В первую очередь, благодаря тому, что она «более или менее последовательно и глубоко, однако всегда поднимала наболевшие вопросы и проблемы, которыми жила белорусская деревня» [6,с.204].

Но все же необходимо вернутся к личности, с именем которого связана деятельность этой газеты. К личности А.Луцкевича. Мы знаем, что «душой» «Нашей Нивы», ее двигателем, своеобразным «генератором» идей были братья Луцкевичи. Но, тем не менее, именно этих деятелей белорусского возрождения читатель, который впервые берет в руки «Нашу Ниву», перед тем не изучавший ее архивов, как раз и не заметит. В чем же причина? Как известно, А.Луцкевич находился на нелегальном положении, да и ставить во главе газеты радикально-настроенных редакторов, означало бы поставить под удар издательство самой «Нашей Нивы». И чтобы спасти газету от репрессий, он выводит на авансцену довольно лояльных и ни в чем не замешанных редакторов [10,с.4]. Таковыми являлись З.Вольский, А.Власов, беспартийный и довольно популярный в народе своими публикациями Янка Купала. Сам же А.Луцкевич оставался в тени, анонимным автором многочисленных ее редакционных и «бегучих» материалов. В.Конан делает вывод, с которым можно согласится, что естественноведческое образование А.Луцкевича, которое он получил в Питербурге, довольно сильно повлияло на социальную философию и эстетику А.Луцкевича. Да и популярная тогда эволюционная теория имела место во всей деятельности А.Луцкевича.

Литературное наследие А.Луцкевича довольно богатое. Только за 1906 – 1908 гг. он в «Нашей Ниве» опубликовал около двадцати статей, в том числе: «О свободах», «Работа Думы», «Как живут американские рабочие», «Третья Дума и инородцы» и многие другие. Рассмотрим некоторые из них, чтобы представит, что побуждало А.Луцкевича к их написанию, и чего он хотел добиться [11,с.4].

Так, в статье «О свободе» [38,с.2], опубликованной в 4-м номере газеты за 1907 г., говорится о причинах, которые вызывают неравенство среди людей, и добавляет, что «не каждый хорошо живет как сделать так чтоб беду побороть» [38,с.2]. Что же предполагает А.Луцкевич, автор этой статьи, в которой обозначил себя лишь одной буквой «Г…». Прежде всего, он ставит вопрос о главенстве закона над всеми, и чтобы последний обеспечивал прежде всего свободу человека: «Чтобы каждый отдельный человек был свободен и арестовать его можно было только по приказу суда. Чтобы паспорта были отменены и каждый человек имел право свободно передвигаться куда захочет» [38,с.3]. Последний пункт актуален и по сей день, не говоря уже о царской России начала XX века.

В общем А.Луцкевич в своей статье обозначает и сравнивает те проблемы, которые довольно остро стояли в России в это время в отношении свободы личности в сравнении с западными странами, где «писать все законы … имеет право только сам народ». Далее он обозначает те свободы, которые были бы необходимы для свободного народа, т.е. это уже устоявшиеся для западных стран свободы: совести, мысли и веры, слова и печати, собраний и союзов, забастовок [38,с.2].

Что касается статьи «Работа Думы», то в ней А.Луцкевич высказывает надежду, что законы написанные депутатами II Думы, – «будут выражать волю народа» [39,с.3]. Но, тем не менее, проскальзывает неуверенность, будут ли приняты и утверждены те законы, которые разрабатывает Дума на благо народа. Т.е. те силы «без согласия которых постановления Думы не имеет юридической силы» могут воспротивиться так называемой «мужитской» думе. Что в принципе в будущем и произошло.

Следующая статья, которую я хотел бы рассмотреть – «Третья Дума» [40,с.1]. Она была написана после так называемого третьеиюньского переворота. Статья имеет хоть и не радикально, но все же немного осуждающий характер. Здесь упоминается, что новый избирательный закон «отобрал избирательное право у народа» [40,с.1].

Все же и другие статьи А.Луцкевича периода 1906 – 1908 гг. выражали больше просветительский характер. Но в то же время, он показывает в своих статьях, что положение, в котором находится Россия, требует изменений. Изменений через реформистский путь.

Реакция, которая последовала после июньского переворота 1907 г. заставила лидеров БСГ отказаться от подпольной деятельности, да и вообще сузить социально-экономические, политические и национальные требования в легальной печати. Как отмечает сам А.Луцкевич в своих воспоминаниях, 1907 год был годом «провала». Братьям удалось уйти от ареста и созвать конференцию в июле 1907 г. в Докшыцах, на которой было принято решение «о роспуске партии» [22,с.106]. Но деятельность партии фактически продолжалась благодаря реакции «Нашей Нивы», которая собрала вокруг себя актив партии.

Страницы: 1 2 3 4

Прекращение деятельности городских веч.
Татарское нашествие со всеми сопровождавшими его последствиями ускорило и тот самый процесс жизни, который приводил к упадку значения, а затем и к окончательному прекращению деятельности городских веч в северо-восточной Руси. Уже во второй половине XII века, в эпоху интенсивного заселения края колонистами с юга, князья северо-восточно ...

Упадок папства в XIV в. Соборное движение
В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать – светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий – освобождения от налогов и ...

Первобытность на территории Отечества
Историю народов нашего Отечества принято начинать с момента обнаружения первых следов обитания человека на территории нашей страны. Основным источником по истории первобытного общества служат археологические материалы, которые дополняются этнографическими исследованиями жизни народов Африки, Америки и Австралии. Историю этногенеза слав ...