Гуситская революция
Страница 1

Историческая летопись » Чехия в конце XIV - начале XVII в. » Гуситская революция

Обострение внутриклассовых и межклассовых противоречий в чешском обществе вызвало в нем недовольство существующими порядками и их критику. Протест, естественно, облекался в религиозную форму, иные формы были просто исключены. Существующее положение сравнивалось с «божественными установлениями». Обнаруженные несоответствия служили оправданием недовольства. Церковь была не только могущественна, но и безнравственна. После окончания авиньонского пленения пап в 1373 г. начался церковный раскол, продолжавшийся 40 лет и раскрывший всему миру глаза на сущность католической церкви. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. В Чехии первым таким критиком стал Конрад Вальдгаузер (ум. в 1369 г.), немец, представитель ордена августинцев. В 60-е годы он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов – францисканцев и доминиканцев. Сущность католической церкви он не затрагивал, желая только ее исправления в духе нравов первых времен христианства. Последующие критики пошли дальше. Ян Милич из Кромержижа (1320–1374), чех, проповедовавший – в отличие от Вальдгаузера – на чешском языке, считал, что всеобщая порча нравов в обществе есть признак приближения конца света. Милич уже затронул тему о причинах и истинных виновниках развращения церкви и выработал собственную программу исправления общества. Этот пример был подхвачен Матвеем из Янова (1350–1394), магистром, получившим образование в Парижском университете, выступавшим против испорченного христианства и некоторых обрядов католичества, автором «Правил Старого и Нового Заветов» – сочинения, в котором доказывалась необходимость церковной реформы. Так зрела в Чехии реформационная мысль.

Одной из предпосылок гуситского движения было также учение английского реформатора Джона Виклефа, чьи сочинения нашли большой отклик среди интеллигенции, так как подтверждали справедливость критиков церкви. На рубеже XIV и XV вв. антицерковная оппозиция делает резкий скачок вперед, что в немалой мере связано со вступлением в общественную жизнь магистра Пражского университета Яна Гуса.

Он родился в 1371 г. на юге Чехии в крестьянской семье, окончил Пражский университет и получил степень магистра. Когда к началу XV в. в Чехии распространились идеи Виклефа, то к кружку чешских виклефитов в Пражском университете примкнул и Ян Гус, позднее ставший сторонником воззрений английского реформатора. Получив сан священника, Гус начал свою проповедническую деятельность, особенно успешную в Бетлемской (Вифлеемской) часовне. Гус решительно критиковал церковь, разоблачал темные стороны ее жизни, ее жадность и алчность, ее феодальный характер, противоречие ее жизни с установлениями Библии и церковных авторитетов, эксплуатацию подданных. Свои проповеди Гус произносил на чешском языке, воздействуя на самые широкие слои населения. Понятно, что недоброжелатели стали собирать против него улики. В 1403 г. пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса, они требовали наказать его за «еретические» высказывания.

В Пражском университете этого времени шли бесконечные диспуты. Боролись реформаторы и приверженцы старых порядков. За реформацию ратовали чешские магистры, опираясь в основном на учение Виклефа. Антивиклефиты – прежде всего немецкие профессора и магистры – в 1408 г. добились осуждения учения Виклефа и запрещения читать его сочинения в Пражском университете. Спорящие партии разделились по национальному признаку – на чехов и немцев.

Король Вацлав IV, свергнутый в 1400 г. с императорского трона, поддерживал из политических соображений реформационную партию, а чехи – линию короля. Немцы же стали утверждать, что вся чешская нация впала в ересь. Противоречия вышли за рамки университета, охватив общество в целом.

Чешские магистры добились от короля реформы университета. 18 января 1409 г. Вацлав IV подписал Кутногорский декрет, по которому немцы лишились всех привилегий в университете. Тогда немецкие магистры, бакалавры и студенты покинули Прагу, так что университет стал центром деятельности сторонников реформации. Но и среди них произошло разделение, сформировалась радикальная группа во главе с Гусом. К этому времени в основном сложилось его учение. Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен, люди должны возвратиться к той жизни которую завещал Христос, нормы которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть несправедливости, эксплуатации и безнравственности. Что же касается методов борьбы за новое общество, то Гус был в основном сторонником мирных средств, но иногда говорил и о возможности насильственного воздействия на упорствующих в грехе. Гус приспосабливал свое учение к конкретной обстановке, понятно, что на его идеи опирались очень разные его последователи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Репарации
Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 мил ...

Ход восстания
Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л. С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича (он брал взятки, творил несправедливый суд), но со стороны государя не произошло ника ...

Первобытность на территории Отечества
Историю народов нашего Отечества принято начинать с момента обнаружения первых следов обитания человека на территории нашей страны. Основным источником по истории первобытного общества служат археологические материалы, которые дополняются этнографическими исследованиями жизни народов Африки, Америки и Австралии. Историю этногенеза слав ...