Начало революционной деятельности: марксистские кружки
Страница 2

Историческая летопись » Начало революционной деятельности В.И. Ленина » Начало революционной деятельности: марксистские кружки

Они договорились о совместном издании в 1896 в Женеве сборника "Работник". Созданный Лениным в 1895 Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" устанавливает тесную связь с группой "Освобождение труда". "Союз" избрал Плеханова своим представителем на Международный социалистический конгресс (1896, Лондон). Связь между ними ослабла после ареста Ленина, его ближайших товарищей и прихода к руководству "Союзом" "экономистов).

Важнейший этап деятельности группы "Освобождение труда" (1901-1903) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской "Искрой". Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем выявились между ними идейные разногласия (1901-1903), которые окончательно обострились после II съезда РСДРП, что привело к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Ленин отмечал недостатки группы "Освобождение труда", которые, по его мнению, он усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа, отличной от партий 2-го Интернационала. Члены группы не поняли, по мнению Ленина, что наступила эпоха империализма и пролетарских революций, не имели чёткого взгляда на взаимоотношения рабочего класса и крестьянства, рабочего класса и либеральной буржуазии, не учитывали роль пролетариата как гегемона в буржуазно-демократической революции.

Историческое значение группы "Освобождение труда" Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой группы "Освобождение труда" и прежде всего Г.В. Плеханова Ленин считал борьбу против народников, "экономистов", международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского "Союза борьбы" и членов группы "Освобождение труда" по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл, начиная с момента образования группы "Освобождение труда".

Группа "Освобождение труда" участвовала в создании газеты "Искра" и журнала "Заря", а также в подготовке II съезда РСДРП, где и заявила о прекращении своего самостоятельного существования (1903). [9]

В мае 1895 года проездом из России в Швейцарию Ленин посетил Германию. В столице Германии Берлине B.И. Ленин пробыл тогда недолго - всего неделю. На обратном пути он задержался в Берлине на более длительное время - с первых чисел августа до середины сентября.

Большую часть своего времени Владимир Ильич проводил в библиотеках Берлина. Здесь он изучал труды Маркса и Энгельса, книги по истории международного рабочего движения, литературу о России, внимательно просматривал газеты и журналы того времени. Особенно частым гостем он был в тогдашней Королевской библиотеке на Унтер-ден-Линден, куда записался под своей фамилией - В.И. Ульянов. В абонементной карточке Ильича числится много книг. Среди них: Фридрих Энгельс - "Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия", "Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян России ." в трех томах, А.И. Герцен - "Заговор 1825 года", П. Долгоруков - "Правда о России" и другие.

В Берлине В.И. Ленин посещал и другие библиотеки, бывал в театрах, на рабочих собраниях.

Находясь в Берлине, В.И. Ленин продолжал детально знакомиться с развитием немецкого рабочего движения. В те годы Социал-демократическая партия Германии имела большой авторитет среди трудящихся. Издаваемые немецкими социал-демократами газеты "Форвертс" и "Социал-демократ" сыграли определенную роль в повышении революционного сознания рабочих. В.И. Ленин хорошо знал эти газеты, внимательно читал публикуемые в них материалы, пристально следил за развитием рабочего движения.3 августа 1895 года в здании на Франкфуртер-аллее состоялось совещание Социал-демократической партии Германии. На этом совещании, где обсуждался вопрос о проекте аграрной программы, присутствовал В.И. Ленин. В середине сентября 1895 года В.И. Ленин выехал из Берлина в Россию. Перед отъездом один рабочий - социал-демократ, переплетчик по профессии, изготовил для П.И. Ленина специальный чемодан с двойным дном для перевозки нелегальной литературы в Россию. В.И. Ленин благополучно пересек границу. Несмотря на строгую проверку, царская охранка не сумела обнаружить в его чемодане запретную литературу, которую он вез с собой.

Страницы: 1 2 3 4

Движение за воссоединение с Россией в XVIII—XIX вв. Грузия в составе Российской империи
Ситуация в Грузии стала меняться с начала XVIII в., когда усиление России открыло перед всем Кавказом новые перспективы. В Картли правление Вахтанга VI (1703—1724) ознаменовалось весьма значительными переменами. Под его руководством был составлен «Свод законов», в дальнейшем названный «Законы Вахтанга». Этот кодекс феодального права, оф ...

Отечественная война 1812 г
Война была вызвана: стремлением Наполеона I установить мировую гегемонию, что было невозможно без полного разгрома и подчинения Англии и России; обострением противоречий между Россией и Францией, усилившимся как в результате несоблюдением Россией условий континентальной блокады, которая не отвечала ее экономическим интересам, так и подд ...

Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш. Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало: а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища); б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и выс ...