Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 1

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.

Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:

а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);

б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и высшая школа);

в) профессиональное образование.

В Беларуси хедеры существовали для детей всех категорий населения и имели универсальный характер [1, c. 77; 26, с. 1451; 22].

Хедер (от древнееврейского комната) – это еврейская религиозная начальная школа, где изучалось Священное писание и молитвы. Хедеры на Беларуси известны со времен Великого княжества Литовского.

Хедеры существовали частные (платные) и общественные (бесплатные). Ко второй половине XIX в. в них обучались только мальчики. Они разделялись на 3 группы: в 1-и дети обучались азбуке и чтению (с 3 лет), во 2-й изучали Пятикнижие с комментариями учителя (с 5 лет), в 3-й изучали Талмуд и его комментарии (с 8 лет). Размещались хедеры непосредственно в комнате учителя (меламеда). В системе еврейского национального образования они играли важную роль, потому что в них происходило обязательное изучение Торы будущими членами общины, что давало возможность сохранять и передавать еврейскую традицию.

На Беларуси хедеры были наиболее распространенными еврейскими учебными заведениями. Согласно переписи 1897 в Гродненской губ. существовало 698, Минской - 977, Могилевской - 882, Витебской - 499 хедеров, в которых обучалась 29 669 учеников (из них 17% дети зажиточных отцов, 55% - среднего класса и 28% - бедных семей). Больше всего было мелких хедеров, в которых обучались 10-12 детей.

В конце XIX в. в противоположность традиционным появились реформированные хедеры (хедеры-метуканы). Их возникновение связано с распространением идей сионизма. В 1895 в Пинске сионист И. Бергер основал один с первых в России реформированных хедеров, которые позже они назывались образцовыми. В них изучали иврит, грамматику, историю еврейского народа, географию, арифметику. Часто иврит преподавали по системе «иврит посредством иврита», чтобы сделать его разговорным языком; Библию изучали не только как религиозный документ, но и как часть еврейской национальной культуры. Во многих модернизированных хедерах изучали географию Эрец-Исраэль, еврейскую историю и иврит новую литературу. Они помещались в просторных современных помещениях. В начале XX в. образцовые хедеры начали открываться в Бобруйске, Гомеле, Слуцке, Минске и других городах Беларуси. Между стариками и новыми хедерами шла борьба. Со временем образцовые хедеры получили большое развитие и стали началом нового этапа в еврейском национальном образовании. Появление таких хедеров вызвало противодействие как со стороны ультраортодоксальных кругов, так и со стороны ассимиляторов. Хотя только часть детей (главным образом интеллигенции и среднего класса) посещала реформированные хедеры, они оказали значительное влияние на развитие еврейской национальной школы. Поскольку правительство (до 1914 г.) разрешало преподавание общих предметов только на русском языке, а в хедере вообще запрещалось преподавание общих предметов, реформированный хедер не мог стать универсальной еврейской школой.

В это время на Беларуси возникли женские хедеры более похожие на начальные школы, где кроме еврейских предметов изучались и обязательные. Для малообеспеченных детей существовали женские хедеры по типу Талмуд-Тор. Например, в Минске их было 6, в Бобруйске и Глуске - 4. Появились реформированные Талмуд-Торы и для мальчиков, в которых также изучались общеобразовательные предметы и основы ремёсел. Но их было немного. До, в 1897 в Гродненской губернии было 12 таких Талмуд-Тор (419 учеников), в Минской - 18 (711 учеников), Могилевской - 12 (429 учеников), Витебской - 4 (218 учеников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Укрепление связей Украины с Россией
В борьбе против польско-шляхетского господства украинскому народу постоянно оказывал помощь русский народ. В голодные 1648 и 1649 годы из России на Украину поступали хлеб и соль. Через границу доставлялись также ткани, одежда, изделия из железа. Возрастали поставки пушек, ружей и военного снаряжения. Царское правительство разрешило укра ...

Историческая обстановка к моменту начала княжения  А. Невского
XII век был одним из самых ужасных периодов потрясения для Руси. С востока на неё нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покорённых татарских племён, которые разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического д ...

Этический кодекс атлетов
Рядом с категорией агонистической доблести (переплетаясь и перекликаясь с ней) у Пиндара возникает цепочка этических норм, своеобразный кодекс чести атлета и олимпионика. Этот кодекс своеобразен, и он отнюдь не идентичен Олимпийскому уставу Ликурга Ифита. Но и противоречий между ними тоже нет. Просто «этический кодекс» Пиндара и Олимпи ...