Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 1

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.

Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:

а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);

б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и высшая школа);

в) профессиональное образование.

В Беларуси хедеры существовали для детей всех категорий населения и имели универсальный характер [1, c. 77; 26, с. 1451; 22].

Хедер (от древнееврейского комната) – это еврейская религиозная начальная школа, где изучалось Священное писание и молитвы. Хедеры на Беларуси известны со времен Великого княжества Литовского.

Хедеры существовали частные (платные) и общественные (бесплатные). Ко второй половине XIX в. в них обучались только мальчики. Они разделялись на 3 группы: в 1-и дети обучались азбуке и чтению (с 3 лет), во 2-й изучали Пятикнижие с комментариями учителя (с 5 лет), в 3-й изучали Талмуд и его комментарии (с 8 лет). Размещались хедеры непосредственно в комнате учителя (меламеда). В системе еврейского национального образования они играли важную роль, потому что в них происходило обязательное изучение Торы будущими членами общины, что давало возможность сохранять и передавать еврейскую традицию.

На Беларуси хедеры были наиболее распространенными еврейскими учебными заведениями. Согласно переписи 1897 в Гродненской губ. существовало 698, Минской - 977, Могилевской - 882, Витебской - 499 хедеров, в которых обучалась 29 669 учеников (из них 17% дети зажиточных отцов, 55% - среднего класса и 28% - бедных семей). Больше всего было мелких хедеров, в которых обучались 10-12 детей.

В конце XIX в. в противоположность традиционным появились реформированные хедеры (хедеры-метуканы). Их возникновение связано с распространением идей сионизма. В 1895 в Пинске сионист И. Бергер основал один с первых в России реформированных хедеров, которые позже они назывались образцовыми. В них изучали иврит, грамматику, историю еврейского народа, географию, арифметику. Часто иврит преподавали по системе «иврит посредством иврита», чтобы сделать его разговорным языком; Библию изучали не только как религиозный документ, но и как часть еврейской национальной культуры. Во многих модернизированных хедерах изучали географию Эрец-Исраэль, еврейскую историю и иврит новую литературу. Они помещались в просторных современных помещениях. В начале XX в. образцовые хедеры начали открываться в Бобруйске, Гомеле, Слуцке, Минске и других городах Беларуси. Между стариками и новыми хедерами шла борьба. Со временем образцовые хедеры получили большое развитие и стали началом нового этапа в еврейском национальном образовании. Появление таких хедеров вызвало противодействие как со стороны ультраортодоксальных кругов, так и со стороны ассимиляторов. Хотя только часть детей (главным образом интеллигенции и среднего класса) посещала реформированные хедеры, они оказали значительное влияние на развитие еврейской национальной школы. Поскольку правительство (до 1914 г.) разрешало преподавание общих предметов только на русском языке, а в хедере вообще запрещалось преподавание общих предметов, реформированный хедер не мог стать универсальной еврейской школой.

В это время на Беларуси возникли женские хедеры более похожие на начальные школы, где кроме еврейских предметов изучались и обязательные. Для малообеспеченных детей существовали женские хедеры по типу Талмуд-Тор. Например, в Минске их было 6, в Бобруйске и Глуске - 4. Появились реформированные Талмуд-Торы и для мальчиков, в которых также изучались общеобразовательные предметы и основы ремёсел. Но их было немного. До, в 1897 в Гродненской губернии было 12 таких Талмуд-Тор (419 учеников), в Минской - 18 (711 учеников), Могилевской - 12 (429 учеников), Витебской - 4 (218 учеников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Черты дохристианского быта русских славян.
По нашим понятиям, государство, в котором мы живем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие от него люди. В древнейшее дохрис ...

Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года
Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющи ...

Особенности сибирской группы депутатов
Крестьянские депутаты, представлявшие Сибирь, были в зрелом возрасте, наиболее подходящем для активной общественно-политической деятельности (30–40 лет). Самому молодому депутату-крестьянину Д.Н. Немченко (Томская губ.) к моменту избрания в I Думу исполнилось 26 лет, а самому старшему – Г.И. Ильину (также Томская губ. и тоже I Дума) – 6 ...