Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 1

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.

Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:

а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);

б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и высшая школа);

в) профессиональное образование.

В Беларуси хедеры существовали для детей всех категорий населения и имели универсальный характер [1, c. 77; 26, с. 1451; 22].

Хедер (от древнееврейского комната) – это еврейская религиозная начальная школа, где изучалось Священное писание и молитвы. Хедеры на Беларуси известны со времен Великого княжества Литовского.

Хедеры существовали частные (платные) и общественные (бесплатные). Ко второй половине XIX в. в них обучались только мальчики. Они разделялись на 3 группы: в 1-и дети обучались азбуке и чтению (с 3 лет), во 2-й изучали Пятикнижие с комментариями учителя (с 5 лет), в 3-й изучали Талмуд и его комментарии (с 8 лет). Размещались хедеры непосредственно в комнате учителя (меламеда). В системе еврейского национального образования они играли важную роль, потому что в них происходило обязательное изучение Торы будущими членами общины, что давало возможность сохранять и передавать еврейскую традицию.

На Беларуси хедеры были наиболее распространенными еврейскими учебными заведениями. Согласно переписи 1897 в Гродненской губ. существовало 698, Минской - 977, Могилевской - 882, Витебской - 499 хедеров, в которых обучалась 29 669 учеников (из них 17% дети зажиточных отцов, 55% - среднего класса и 28% - бедных семей). Больше всего было мелких хедеров, в которых обучались 10-12 детей.

В конце XIX в. в противоположность традиционным появились реформированные хедеры (хедеры-метуканы). Их возникновение связано с распространением идей сионизма. В 1895 в Пинске сионист И. Бергер основал один с первых в России реформированных хедеров, которые позже они назывались образцовыми. В них изучали иврит, грамматику, историю еврейского народа, географию, арифметику. Часто иврит преподавали по системе «иврит посредством иврита», чтобы сделать его разговорным языком; Библию изучали не только как религиозный документ, но и как часть еврейской национальной культуры. Во многих модернизированных хедерах изучали географию Эрец-Исраэль, еврейскую историю и иврит новую литературу. Они помещались в просторных современных помещениях. В начале XX в. образцовые хедеры начали открываться в Бобруйске, Гомеле, Слуцке, Минске и других городах Беларуси. Между стариками и новыми хедерами шла борьба. Со временем образцовые хедеры получили большое развитие и стали началом нового этапа в еврейском национальном образовании. Появление таких хедеров вызвало противодействие как со стороны ультраортодоксальных кругов, так и со стороны ассимиляторов. Хотя только часть детей (главным образом интеллигенции и среднего класса) посещала реформированные хедеры, они оказали значительное влияние на развитие еврейской национальной школы. Поскольку правительство (до 1914 г.) разрешало преподавание общих предметов только на русском языке, а в хедере вообще запрещалось преподавание общих предметов, реформированный хедер не мог стать универсальной еврейской школой.

В это время на Беларуси возникли женские хедеры более похожие на начальные школы, где кроме еврейских предметов изучались и обязательные. Для малообеспеченных детей существовали женские хедеры по типу Талмуд-Тор. Например, в Минске их было 6, в Бобруйске и Глуске - 4. Появились реформированные Талмуд-Торы и для мальчиков, в которых также изучались общеобразовательные предметы и основы ремёсел. Но их было немного. До, в 1897 в Гродненской губернии было 12 таких Талмуд-Тор (419 учеников), в Минской - 18 (711 учеников), Могилевской - 12 (429 учеников), Витебской - 4 (218 учеников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Ленин и образование РСДРП
В 1898 году в Минске, в отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы, состоялся I съезд РСДРП, который "учредил" Российскую социал-демократическую рабочую партию, приняв Манифест. "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии" - декларация, провозгласившая основание социал-демократической партии и её ...

Историография проблемы и обзор источников
Разработку проблемы национального движения в Беларуси можно условно поделить на несколько этапов: 1. 20-е гг. – появляются первые научные труды, в которых анализируются отдельные элементы данной проблемы. Они были написаны современниками и непосредственными участниками событий того времени, отличаются относительностью и многие факты ин ...

Политико-правовое учение Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система пос ...