Село Кольчугино и “Копикуз”.
Страница 3

Историческая летопись » История села Кольчугино » Село Кольчугино и “Копикуз”.

По дороге доставляли стройматериалы, а вывозили уголь. Продукты и товары транспортировались на лошадях.

Война 1914 г. оказала глубокое влияние на все отрасли промышленности Кузбасса. Продуголь уже не справлялся с возросшими потребностями военного времени, и это привело к повышению спроса на кузнецкий уголь. Копикузу пришлось развернуть строительство нескольких шахт. Но рост добычи угля сдерживало начавшееся в связи с войной сокращение поставок на шах­ты механизмов, закупленных преиму­щественно у германских фирм. В этих условиях Копикузу пришлось ориен­тироваться на подержанные механиз­мы, которыми после ремонта стали оснащать Кольчугинские копи. Такое оборудование не обеспечивало необходимый рост добы­чи угля. Наряду с промышленным строительством на Кольчугинском руднике в 1914 – 1916 гг. были возведены и жилые дома для семейных рабочих, служащих, учителей и фельдшеров, казармы для рабочих, барак для военнопленных, мост через реку Иню, устроено водоснабжение рудника[126]. В 1915 г. рабочие кольчугинского рудника размещались в 20 казармах, а для квартир семейных рабочих было специально построено 12 домов. В 1 полугодии 1916 г. ещё 4 деревянных казармы и 1 барак для военнопленных и начата постройка 5 домов для служащих и большой каменной казармы на 100 человек рабочих[127]. Уже в 1913 г. на Кольчугинской копи была начата, а в 1914 г. закончена постройка больницы сначала на 10[128], а к 1915 г. на 20 кроватей с заразным отделением на 12 кроватей и аптекой. В 1915 г. построена школа на 200 учащихся с залом для собраний. В 1916 г. для перевозки угля и кокса с кузнецких копей построена ширококоленая Кольчугинская железная дорога, соединяющая копи со станцией Юрга Томской железной дороги[129].

В годы войны на Кольчугинском руднике возводились железный копер, железобетонное надшахтное здание, железные эстакады, каменные здания электростанций, машинной и котельной при шахте “Капитальной”. Были установлены деревянные копры и временные деревянные здания при шахтах “Вентиляционной”, “Николаевской”, “Журинской”. В 1914 г. на Кольчугинском руднике было при подготовительных работах было добыто до 429000 пудов угля. В 1916 г. на Кольчугинском руднике было занято уже 2432 рабочих, из них половина военнопленных; было добыто 76661000 пудов угля главным образом на подготовительных работах[130]. В том же году отчуждалась земля для сооружения железнодорожных линий от станции Кольчугино, Кольчугинской железной дороги, через город Кузнецк до Тельбесса и от Кузнецка до станции Баюново, Бийской ветвиАлтайской железной дороги[131]. В 1916 г. здесь добывали пламенный, паровичный кузнечный хорошо спекающийся уголь[132]. За годы войны в Кузбассе возникают новые рабочие поселки при угольных копях и станциях Кольчугинской железной дороги. В частности по переписи 1917 г. на Кольчугинском руднике (с поселком Пеньки, железнодорожной станцией и Журинской шахтой) – 4907 человек[133]. Исходя из того, что в Кузбассе в 1916 – 1917 гг. по приблизительным подсчетам было занято в угольной промышленности 15000 человек[134]. Заработная плата отставала от роста цен на продукты, особенно мало платили женщинам и подросткам. В 1916 г. на Кольчугинском руднике средняя поденная плата рабочему мужчине была рубль 80 копеек, женщине –70 копеек, подростку – 60 копеек. Зарплата подземных и поверхностных вспомогательных рабочих была в несколько раз меньше заработка забойщиков[135]. В годы первой мировой войны переселенческий поток в Кузбасс иссякает. Это было связано с тем, что правительство запретило переселение в условиях военного времени. В итоге переселенческое движение уже не играло существенной роли в пополнении численности рабочих рук и сельского населения Кузбасса.

Правовое положение рабочих сибирской промышленности во второй половине XIX в. базировалось на старых нормах и традициях. Права и обязанности рабочих определяли не юридически обоснованные законы, а своеволие и почти неограниченная власть предпринимателей[136].

К 1917 г. на Кольчугинском руднике действовало 4 крупных шахты: Вентиляционная, Николаевская, Капитальная, Журинская. Для людей связанных с данными копями были созданы все условия для проживания. Если в 1913 г. числилось 294 рабочих, то уже в 1916 г. их было 2432 человека.

Таким образом как в XIX в. так и в XX в. как государственные структуры, так и частные замечали необходимость развития разработки ископаемых Кузнецкого бассейна, в частности Кольчугинского рудника, при этом уделяя внимание необходимости привлечения частных капиталов. В итоге можно говорить, что своему дальнейшему развитию в XX в. Кольчугинские копи обязаны иностранному капиталу. И если первое десятилетие XX в. месторождение практически не использовалось вследствие того, что не было потребности в угле, правительство, которому принадлежал Кольчугинский рудник не было заинтересовано в разработке данных копей. Одним из наиболее ощутимых толчков для проявления значительного интереса к данному руднику стал угольный голод 1912 г. В результате создаются предпосылки для наиболее удачного развития угледобывающей промышленности в Кузнецком бассейне, и в частности на Кольчугинских копях. Но как отмечалось ранее для этого требовались слишком большие средства, которых у местных предпринимателей не было. В результате идет привлечение иностранных капиталов. Первая мировая война подстегнула дальнейшее развития рудника.

Страницы: 1 2 3 

Рождение монголо-татарской державы
О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать особо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории. Во второй половине XII-нач.XIIIв. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до оз. Байкал жили многочисленные монгольские племен ...

Процесс распада СССР. Причины и факторы распада СССР
Геополитическое пространство, именуемое Российской империей, а с 1922 г. - Союзом Советских Социалистических Республик, формировалось более тысячи лет - с IX по XX в. Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы: -Многонациональность. С древности русские княжества, в том числе Московское, формировались как славяно-финн ...

Николай II – трус или патриот?
Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…»[4] - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души че ...