Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».[8] Одеждой первобытному служили шкуры зверей.

Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.

В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,– говорит И.В. Сталин, – при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»[9]. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»[10]. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэнаһ», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.

Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.

Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» – на белого быка.

Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановые[11] отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.

Золотая булла. Империя и княжества в XIV в.
Недовольные усилением баварского дома курфюрсты избрали при жизни Людвига на престол империи чешского короля Карла Люксембурга. Карл IV (1347—1378) заботился прежде всего об укреплении своего наследственного королевства Чехии. Стремясь установить спокойствие в империи, он шел на уступки князьям. Б 1356 г. Карл IV издал Золотую буллу, п ...

Утопический социализм в Зап. Европе в 19 в
Социалистические (коллективистские, коммунистические) теории поначалу получили распространение в Англии и особенно во Франции. В 20-40-е гг. XIX в. было опубликовано много различных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, содержащих социалистические идеи, больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Социалисти ...

Стоянки палеолита в Южном Казахстане, Центральном и Северо-восточном Казахстане
Ранний и средний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называется ранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу.В ...