Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».[8] Одеждой первобытному служили шкуры зверей.

Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.

В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,– говорит И.В. Сталин, – при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»[9]. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»[10]. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэнаһ», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.

Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.

Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» – на белого быка.

Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановые[11] отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.

Сербские земли
После поражения султана Баязида в 1402г. при Анкаре Стефан смог освободиться от турецкого сюзерена. Он принял от византийского императора титул деспота, затем обратился за покровительством к венгерскому королю Сигизмунду, от которого приобрел на время своего прибывания у власти область Белграда. К концу 1430х при Юрии Бранковиче турки п ...

Открытие второго фронта
Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил ...

Монголы и традиции кочевников. Территория и общественное устройство Монгольского государства
Страна, которую сейчас называют Монголией, была родиной кочевников за много столетий до того, как мир узнал о монголах. Она входит в особую полосу степей Северного полушария, которые простираются от Венгрии до Маньчжурии южнее лесной полосы. С юга, в отличие от западных степей, ее не ограничивают ни внутренние моря, ни горы, а всего лиш ...