Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Древный каменный век (палеолит) и начало матриархата. Естественные пещеры.

В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».[8] Одеждой первобытному служили шкуры зверей.

Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.

В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,– говорит И.В. Сталин, – при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»[9]. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»[10]. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэнаһ», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.

Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.

Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» – на белого быка.

Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановые[11] отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.

Теория социального государства
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее ...

Развитие родового строя в Азербайджане. Появление металлических орудий и оружия.
Открытие металла – меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества. Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашив ...

Черты феодализма в воззрениях, языке и быте удельной эпохи.
Из всего сказанного можно видеть, что в русской древности удельного времени было много черт, роднящих ее с западноевропейским феодализмом. Мы встречаем здесь те же учреждения, те же отношения и воззрения, что и на феодальном западе, иногда в полном развитии, иногда в менее определенных чертах. В наших грамотах встречаются фразы, предста ...