Первобытная идеология и появление образного письма.
Страница 1

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Первобытная идеология и появление образного письма.

Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стоячей воде, слыша эхо, наблюдая за собственной тенью, видя сны и, не умея объяснить эти явления, пришел к вере в то что каждое существо и каждый предмет имеют своих двойников.

Первобытные люди в Азербайджане, как и в других странах мира, верили в то, что если изображениями животных или человека нанести различные повреждения, это поможет умертвить сами живые существа. Чтобы достичь успеха в охоте, люди рисовали зверей и на изображение наносили насечки и проколы, символизировавшие раны, которые могли бы ослабить животное и сделать его добычей человека. Магический способ воздействия особенно связанный с охотой, – так называемая производственная магия существовала в Азербайджане с очень давних времен, еще в эпоху палеолита и неолита.

Занимаясь охотой, приручением и разведением животных, совершенствуя орудия труда, человек в то же время овладевал искусством изображения окружающей его природы, главным образом животных и разных предметов.

Дальнейшее развитие этого искусства, связанного с производственной магией, привело к возникновению письменности.

Появилось образное письмо – петроглиф. Оно передавало мысли и сообщало о событиях с помощью рисунков и различных знаков, высеченных на скалах. Рисунки, выражавшие желания человека, являлись предтечей египетских, китайских и других иероглифов, которые в дальнейшем своем развитии переходили в фонетические письмена. Древние рисунки – «писаницы» больше всего сохранились на камнях и скалах, благодаря чему были названы наскальными изображениями. Они найдены во всех частях земного шара. В СССР известны онежские и беломорские наскальные изображения. Найдены они также в Средней Азии – на Ферганском хребте, в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане, Киргизии, Сибири. В последнее время они были обнаружены в Армении, Грузии и Дагестане.

В Азербайджане наскальные изображения открыты в Кобыстане, недалеко от железнодорожных станций Сангачалы и Дуванный. По технике выполнения, разнообразию тематики и количеству рисунков они занимают одно из первых мест среди аналогичных памятников, известных в настоящее время. Здесь в основном изображены люди, горный козел, олень, дикий бык, сцены охоты и др. По предварительным данным, ранний период наскальных изображений Кобыстана пока приурочивается приблизительно к концу эпохи камня.

Низкий уровень развития материального производства в первобытном обществе, примитивные представления человека о своей собственной и о внешней природе, бессилие и страх его в борьбе с силами природы порождали обожествление окружающих явлений. В результате большое значение приобрели почитание солнца, луны, неба, земли, воды, грома, огня и др. Появились многочисленные места поклонений, где совершались различные культовые обряды, ритуальные танцы и жертвоприношения.

Человек начал верить в существование души и в загробную жизнь. Погребения в могиле упрочились в быту. Покойника клали в могилу во всем наряде, с оружием и украшениями; туда же ставили посуду с напитками и пищей. Большинство сосудов было украшено мелкими ямочками, насечками, прямыми и волнистыми линиями, геометрическими орнаментами, изображениями диких животных, сцен охоты и др. Рисунки выполнялись врезными линиями, а иногда красной и черной красками.

Научный анализ техники сооружения могил, устройства погребальной камеры, способа захоронения покойника, характера могильного инвентаря дает возможность ясно нарисовать картину экономики и быта человеческого общества эпохи бронзы. Эти данные являются ценнейшими вещественными документами, на основе которых изучается и пишется история хозяйства, производственно-общественных отношений, история материальной и духовной культуры отдаленных предков азербайджанского народа, живших в эпоху бронзы.

Страницы: 1 2

Возвышение папства и подчинение им церковной иерархии. Стремление папства подчинить восточную церковь. Разделение церквей
Уже в начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви – папы. В этом сыграла свою роль традиция «вечного города» Рима. Считая себя «преемниками св. Петра», который якобы был первым римским епископом, и пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и светскими правителями в Рим ...

Общая характеристика законов Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Извес ...

Страны Азии в начале XX в.
К концу нового времени на азиатском Востоке сложилась своеобразная ситуация. Китай и Япония во имя сохранения самобытности местных культурных традиций вплоть до середины XIX в. сознательно закрывали свои границы от европейского влияния, полагая, что оно не может принести ничего, кроме вреда. Это едва не привело к катастрофе. Когда в се ...