Народнические кружки в начале 70-х гг.
Страница 1

Историческая летопись » Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в. » Народнические кружки в начале 70-х гг.

С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть "чайковцами", по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Отделения тайного общества "чайковцев" возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.

В 1872 г. в петербургский кружок "чайковцев" вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом "чайковцев" была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. многие "чайковцы" были арестованы.

Но аресты не остановили намеченного на 1874 г. "хождения в народ". Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках "чайковцев" никогда не было столько членов, сколько людей двинулось "в народ" весной 1874 г. — из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.

В деревню пошли и лавристы, и бакунисты: первые — с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха "хождение в народ" достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались отдельные помещики и даже девушки-аристократки.

Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.

Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. "Хождение в народ" подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.

В 1876 г. возникла новая организация со старым названием - "Земля и воля". В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ" — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступила С. Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. "Земля и воля" была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был "основной кружок". Общество делилось на несколько групп. "Деревенщики" - самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. "Дезорганизаторская группа" имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.

Страницы: 1 2

Участие полков, сформированных на территории Башкирии, в Отечественной войне 1812 г.
С нарастанием угрозы нападения на Россию со стороны наполеоновской Франции правительство было вынуждено принять меры по увеличению численности и укреплению армии. В апреле 1811 г. оренбургскому генерал-губернатору Г. С. Волконскому было приказано сформировать два пятисотенных полка из башкир и один полк из ставропольских калмыков. Они д ...

Основные этапы становления цивилизации. Эллинская цивилизация
Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению этой страны. Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды: Ранн ...

Российский терроризм в начале XX века
В настоящее время в массовое сознание внедряется стереотип, что идеологический канон в историографии был установлен едва ли не на следующий же день после захвата власти большевиками. В действительности наименее подверженным канону и богатым в фактографическом отношении периодом в изучении российского революционного терроризма стало врем ...