Народнические кружки в начале 70-х гг.Страница 1
С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть "чайковцами", по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Отделения тайного общества "чайковцев" возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.
В 1872 г. в петербургский кружок "чайковцев" вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом "чайковцев" была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. многие "чайковцы" были арестованы.
Но аресты не остановили намеченного на 1874 г. "хождения в народ". Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках "чайковцев" никогда не было столько членов, сколько людей двинулось "в народ" весной 1874 г. — из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.
В деревню пошли и лавристы, и бакунисты: первые — с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха "хождение в народ" достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались отдельные помещики и даже девушки-аристократки.
Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.
Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. "Хождение в народ" подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.
В 1876 г. возникла новая организация со старым названием - "Земля и воля". В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ" — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступила С. Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. "Земля и воля" была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был "основной кружок". Общество делилось на несколько групп. "Деревенщики" - самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. "Дезорганизаторская группа" имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.
Аграрные отношения. Разложение ленной системы
В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.
Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченны ...
Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных
преобразований М.М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель.
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.
Государством ...
Разложение матриархата. Появление отцовского рода.
С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принад ...