Творчество Бабура

Историческая летопись » Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока » Творчество Бабура

Также перу Бабура принадлежит трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме фикха (мусульманского права) и собственная разработка алфавита - “Хатти Бабури” (“Алфавит Бабура”). “Хатти Бабури” был создан на основе древнетюркских письмен и являлся упрощенным по начертанию (по сравнению со сложным арабским письмом).

Это произведение Бабур написал на староузбекском языке (тюрки). Как свидетельствуют исторические первоисточники, написанные в Индии в средние века, в этот период была заметна роль староузбекского языка - языка Алишера Навои, Бабура и его преемников. Староузбекский язык, наряду с персидским языком (дари) и языком урду, играл значительную роль в развитии искусства и литературы Индии в XVI-XVII вв. и занимал почетное место. Многие представители исторической науки и литературы из числа ближайшего окружения Бабура - Ходжа Калан, Шейх Зайн, Турдибек Хаксар, Байрам-хан и другие писали свои труды также на староузбекском языке. На староузбекском языке были написаны не только "Бабур-наме" и трактат "Мубайин", но и стихотворный диван, условно названный нами "Индийским диваном", составленный самим Бабуром, хранящийся в настоящее время в Рампуре в библиотеке индийского навоба.

Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, Средней Азии, и Афганистану, который стал для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой. В антологии поэтов "Макалат-и шуора", опубликованной в Карачи Алишером Каниг Татави, сохранилось малоизвестное даже ученым последнее стихотворение Бабура на персидском языке, в котором он писал:

Я в жизни счастья не встречал, с несчастьем связан стал.

Во всех делах - просчет, за все я всем обязан стал.

Покинув родину свою, побрел я в Индустан И черною смолой стыда навек измазан стал. (пер. Л. Пеньковского)

К каким пределам ни пойду, везде со мной печаль, Везде ношу мою беду, судьба моя грустна.

И сотни горестных забот, и тысячи невзгод - Та доля, что меня гнетет, другому не дана! С моим светилом разлучен, горю в горниле мук, Мне сердце жжет со всех сторон, душа истомлена.

Когда ты от страданий хмур, бедою не делись, На людях не рыдай, Бабур, им боль твоя смешна! (пер. С. Северцева)

Однако Бабуру так и не удалось осуществить свою мечту. Довольно подробные сведения о последних месяцах жизни отца оставила в своей книге "Хумаюн-наме" дочь Бабура, Гульбадан-бегим. Бабур, спасая тяжело заболевшего сына Хумаюна, согласно обряду три раза обошел вокруг ложа больного, говоря при этом, что берет на себя болезнь Хумаюна. Вскоре Хумаюн стал поправляться, а Бабур, заболев, слег и через три месяца скончался. Такова романтическая версия гибели Бабура, оставленная потокам его дочерью.

Со дня смерти Бабура прошло более четырех с половиной веков, полных противоречий и острой социальной борьбы народов Средней Азии, Афганистана, Ирана и Индии. Это немалый срок. Но имя Бабура - историка, талантливого художника слова, умелого полководца и государственного деятеля, - бессмертно. "Память человечества экономна, из великого обилия возникающих образов, имен и деяний она хранит позднее лишь те, которые еще содержат в себе нечто важное и потребное для жизни. Она обобщает уверенно, по какому-то безошибочному чутью, крепко храня нужное, пока оно нужно, и сметая все остальное, как сор, в быстро уносящую реку забвений". Именно труд Бабура "Бабур-наме" выдержал истинное испытание временем.

Новое издание "Бабур-наме" на родине, в Узбекистане, - дань глубокого уважения его таланту и высокое признание его научного вклада в развитие отечественной литературы и историографии. Это издание не преследует только научные цели, оно предназначается для широких читательских кругов единственно с целью нового приобщения их к яркому наследию Захиреддина Бабура.

Цех как форма организации ремесла в средневековом городе. Причины возникновения цехов
Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей". Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-мар ...

Живскульптарх и ВХУТЕМАС
В мае 1919 года группа молодых архитекторов, недовольных неоклассикой и искавших новые пути развития архитектуры на путях взаимодействия с левым изобразительным искусством, вступив в творческий контакт с известным скульптором - кубистом Б. Королевым, создает при Отделе ИЗО Наокомпроса Комиссию по разработке скульптурно - архитектурного ...

«Новая демократия» В.Вильсона
Раскол в рядах республиканцев позволил одержать победу на президентских выборах 1912 г. кандидату от Демократической партии Вудро Вильсону. В прошлом профессор истории и права Принстонского университета, Вильсон завоевал доверие избирателей, пребывая на посту губернатора штата Нью-Джерси. Свою предвыборную программу он назвал «новой сво ...