Заключение
Страница 1

Историческая летопись » Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока » Заключение

Бабур был талантливым лирическим поэтом - его поэтическое наследие невелико (119 газелей, 200 рубаи, туюгов и кыта), но весьма ценно. Яркая особенность творчества Бабура - привнесение в традиционную образную палитру собственных, индивидуальных лирических оттенков, - в его стихах нередки моменты, отражающие его личную биографию (хотя по кодексу средневековой “этикетной” поэзии индивидуальность поэта могла проявляться лишь в изобретении новых вариаций известных мотивов и открытии новых семантических пластов традиционных образов). Его мемуарное прозаическое произведение “Бабур-наме" также своеобразно, - язык повествования легкий, лаконичный, лишенный метафорического декора, цветистости, присущей прозе тех времен, но живой и образный (“Бабур-наме” неоднократно сравнивали с “Записками” Юлия Цезаря).

Родился в 1483 году, умер в 1530-м, немного не дожив до 48-летнего возраста. По современным понятиям мало. Но сам он в последние свои годы испытывал усталость, уныние, часто говорил, что ему надоела власть и душа его хочет уединения. К тому же Бабур тосковал по родным местам. Места эти - Фергана, в семье правителя которой Омара Шейх-мирзы он появился на свет. Детство прошло в Андижане. Здесь он получил хорошее образование, здесь в нём пробудилась любовь к поэзии, здесь он был счастлив, но поймёт это много лет спустя и вдалеке от родного края. "Фиалки так прекрасны в Фергане, - напишет он в знаменитой книге о своей жизни и своём времени "Бабур-наме", - там множество тюльпанов и роз"… Но здесь к месту напомнить, что потомок чингизидов унаследовал от своих предков уверенность в себе, честолюбие и, наконец, способности военачальника. Это рано пригодилось ему, ибо ещё мальчиком одиннадцати лет после смерти отца он стал правителем Ферганы.

Престол его был шатким. Расшатывали его междоусобицы. Султанам, ханам, бекам, коих в XV-XVI веках в феодальной Южной Азии было пруд пруди, хотелось отхватить что-нибудь у соседей, кого-нибудь подчинить, особенно же хотелось просто налететь с войском и ограбить. Бабур не был исключением.

Обычное в то время дело - против него выступил родной брат и Ферганский удел пришлось поделить на два владения. А когда двое ссорятся, побеждает третий: воспользовавшись распрями, властитель кочевых узбеков Шейбани-хан стал брать город за городом, включая и Самарканд. Бабур отбил его, но продержался недолго. После тяжёлой осады, из-за которой начался голод и "жители не брезговали есть собачье мясо, а собаки человечье", он оставил город и бежал в Ташкент. Здесь он пытается сколотить союз против Шейбани-хана, но из-за предательств нескольких местных князьков терпит провал. Вновь разбитый, бросается в Афганистан - здесь княжеством Герат правит соплеменник-тимурид, и это - надежда вернуть свою вотчину. Однако в Афганистане тоже царит разброд. Надежда Бабура на возвращение домой не оправдалась. И в 1504 году он… захватывает власть в Кабуле. Ему в это время 21 год. Что делать дальше? Спустя годы в своей книге "Бабур-наме" он напишет, что уже тогда ему в голову пришёл замысел покорить Индию - ни больше и ни меньше! Но, вспоминает он, "иногда этому препятствовало скудоумие беков, а иногда отсутствие поддержки со стороны родичей. Восемь лет, до 1512 года, тая главный замысел своей жизни, Бабур безуспешно пытается вернуть Бухару и Самарканд и лишь через 15 лет наконец приводит свой замысел в действие - с 1519 года он совершает набег за набегом на Индию. Набеги дают огромную добычу. Но разве это нужно уже зрелому и опытному 36-летнему Бабуру… Тайная мечта всей его жизни жжёт разум и сердце, и он ждёт своего часа. Всё решили обстоятельства. Заклятый враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на афганские земли. К нему примкнули среднеазиатские владыки. Устоять против такой силы из-за раздоров афганских племён было невозможно. "Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит Бабур приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага. Следует направиться либо в Бадахшан, либо в Хиндустан". Вернуться назад, в Бадахшан, нет никакой возможности - это погибель. Остаётся Индия. Так просто иногда зачинаются исторические события мировой значимости.

А вот как они разворачиваются.

В то время на троне в Дели сидел султан Ибрахим Лоди. Когда-то несокрушимый Делийский султанат уже стал жалкими обломками и Ибрахим Лоди был как раз подстать им. Он был жесток и нетерпим и потому не имел в своём окружении сторонников. И вот это окружение решает… позвать Бабура, знакомого по своим набегам на северо-индийские земли. Предполагалось, что он поможет свергнуть султана и награбленная добыча станет ему достаточным вознаграждением за это. Один из местных властителей Доулат Хан, а также влиятельный военачальник князь Рана Санграм вступают в заговор с Бабуром. Знали бы они-ведали о его давней мечте!

Страницы: 1 2

Быт. Нравы
Скандинавия отстала в своем развитии от остальной Европы. Расположенная на северной окраине европейского континента, она почти не подверглась влиянию Римской империи .Ей были чужды римские рабовладельческие порядки, разложение которых создавало предпосылки для развития феодальных отношений. У викингов долго сохранялся неприкосновенным р ...

Переход к новой экономической политике. Причины перехода к нэпу
Победа большевиков в гражданской войне и военной интервенции означала наступление качественно нового этапа в развитии советского государства и общества. Упадок промышленности и сельского хозяйства, угроза голода и эпидемий, многомиллионные людские потери, утрата золотого запаса, необходимость скорейшей демобилизации выросшей до огромны ...

Ликвидация национального гнета
Ликвидация национального гнета, порабощения нерусских народов, враждебности и отчужденности между народами являлась одной из неотложнейших задач Советского государства, которое по природе своей глубоко интернационально и заинтересовано не в разобщении народов, а в их объединении и сплочении. «Мы властвуем, не разделяя, по жестокому зако ...