Усиление роли православного духовенства
Страница 2

Историческая летопись » Последствия объединения Украины с Россией » Усиление роли православного духовенства

Даже при господстве натурального хозяйства уже первое расширение хозяйственной самостоятельности как зависимого, так и лично свободного крестьянства неминуемо сопровождалось его социальным расслоением, выделением элементов, что за своими социальными признаками не укладывались в рамки средневекового общества.

На всех украинских землях изменилось соотношение форм ренты. Самые радикальные изменения произошли на территории, которая стабильно находилась во власти гетманско-старшинской администрации. Доминирующие раньше в Черниговском, Киевском, Брацлавском и частично Волынском воеводствах натуральная и отработочная ренты уступили место ренте деньгами. Кроме того, абсолютное большинство лично свободного крестьянства платило в казну денежный взнос, решительно противясь малейшим попыткам властей или отдельных землевладельцев ввести отработки. По сравнению с довоенными годами такие платежи в общей системе поборов заметно уменьшились, что способствовало росту экономической независимости крестьянских хозяйств. В этом и проявлялось одно из важных завоеваний трудящихся масс в годы войны.

В военную казну Войска Запорожского в 1649 г. из каждого хозяйства было изъято по 4 талера. В следующем году налог взносился натурой (зерном). Возможно, налоги собирались параллельно в двух формах. Имеются данные о том, что в Нежинском и других полках с каждого двора на потребности крестьянско-казацкого войска бралось по 2— 3 золотых. Вероятно, размеры таких платежей зависели от конкретной ситуации и были не одинаковыми, в своей массе они составляли в среднем 4 талера с хозяйства. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что в 1651 г. полковник Яцко (наверно это полковник Воронченко) приказал собрать с жителей ряда сел Гомельщини на потребности казацкого войска по 4 талера со двора. По-видимому, такая норма была общепринята в Украине, и полковник перенес ее на белорусские земли. Возможно, столько же заплатили в том же году и жители Мглинской волости, собрав всего 50 кип денег.

Выдавая православным монастырям и шляхте подтверждающие универсалы на владения, гетман не отваживался на возобновление барщины, а лишь в общих чертах приказывал крестьянам отбывать повинности «ведлуг обычая». За 1648 г. известные три таких гетманских универсала, два из них касались крестьян Больших и Малых Дмитровичей, Вишен и Подгорцев, которые принадлежали киевским монастырям, а один — крестьян собственности шляхтича Снятинского в Коростешеве. Только в 1652 г. гетманский универсал определял конкретные размеры и виды налогов подданных Пустыно-никитского монастыря: десятину урожая, покотельщину и очковое. Но при тех условиях добиться этого было непросто. Крестьяне чаще всего отказывались повиноваться монастырям, а тем более платить налоги или выполнять любые повинности.

Так же делали подданные светских землевладельцев. То, что они не отбывали барщину, — бесспорный факт. В реальной жизни самой распространенной формой зависимости стала производительная рента (в первую очередь хлебом) такого же размера, как и в монастырских владениях. Иначе и не могло быть, ибо при личной свободе крестьяне переходили бы к тем землевладельцам, где эксплуатация была слабее. В 1650 г. Хмельницкий приказывал полковнику Нежинского полка Шумейко обязать крестьян, которые захватили барские земли, отдать их владельцам десятый сноп. В неоднозначном положении очутилось крестьянство украинских земель, которые находились под относительно стабильной властью Речи Посполитой. Успехи повстанческого войска ослабили власть магнатов и шляхты, а, следовательно, способствовали улучшению на определенное время положения трудящихся масс Западной Украины. Самое чувствительное послабление налогового гнета сказалось в уменьшении барщины, которая привязывала к полю и сковывала хозяйственную предприимчивость крестьянина. Даже после поражения крестьянско-казацкой армии под Зборовом в 1649 г. крестьяне Батятича, Дерновой, Купичволи на Львовщине и многих других сел отказывались отбывать барщину. В случае применения землевладельцами силы они оказывали вооруженное сопротивление, а затем уходили на Поднепровье. В ходе войны в положении мещанства произошли изменения, которые способствовали созданию предпосылок для зарождения новых социальных групп населения. Абсолютное большинство ремесленников и торговцев активно участвовала в борьбе украинского народа против польско-шляхетского господства. Патриотический подъем доминировал среди жителей не только королевских, барских, церковных городов (в Украине частновладельческие города составляли свыше 80 % всех городов), но и городов, на которые распространялось Магдебургское право. Даже, «где в огородах были и права Майдебурские, — писал очевидец, — и присяглиє бурмистрове, и райци свои правительства побросали, и бороды брили, и до того (повстанческого) войска шли .». В войске воевали мещане многих городов, в том числе Киева, Полтавы, Лубен, Фастова, Умани, Брацлава, Винницы и др. Такую же активность проявляли и городские жители Западной Украины.

Страницы: 1 2 3

Успех русской колонизации
"В конце 17 - начале 18 веков южная часть Тагильского края была густо заселена русскими крестьянами - переселенцами, практически почти полностью вытеснившими аборигенов края - манси."15. Наряду с земледелием здесь интенсивно развивались промыслы и торговля, центром которой стала расположенная поблизости Ирбитская слобода. Име ...

Предисловие
Император Николай II является одной из наиболее патетичных фигур в истории. Если бы он жил в классические времена, история его жизни и смерти послужила бы поэтам Древней Греции сюжетом для какой-нибудь великой трагедии. Они бы изобразили его, как жертву, обреченную судьбой, пре-следуемую на каждом шаг безж-алостным фатумом вплоть до пос ...

Царь Иван Грозный. Формирование личности
Великий князь Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года. Его отцу, Великому князю Василию Ивановичу было в то время более пятидесяти лет. Он с большим церемониалом крестил сына Ивана в Троице – Сергиевом монастыре, а через год после его рождения в день его ангела «Иоанна – Усекновение главы», 29 августа 1531 года, торжественн ...