Крепостные школы в вотчине Строгановых
Страница 1

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Крепостные школы в вотчине Строгановых

Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просветления умов» [рябинов] особенно в крестьянской среде.

Своеобразную «систему просвещения» крепостных в рамках своего хозяйства и в его интересах создают Шереметьевы, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Голицыны, Строгановы. Объективной причиной создания подобных школ стали своекорыстные интересы вотчинников.

Имение Строгановых было обширным и сложным хозяйством, оно имело разветвленный аппарат управления и постоянно нуждалось в служащих – от главнокомандующих до писарей и разнообразных специалистов горноркдного, заводского, лесного дела. Строгановы желали иметь образованных слуг и быть «гуманными и «пресвященными» владельцами.

Считалось, что обучение грамоте необходимо сочетать с полезными занятиями, предлагалось создание школы «практического земледелия и сельского домоводства», где бы обучали грамоте для получения необходимых агрономических знаний. По такому принципу работали десятки «сельских», «поселянских», «заводских», «домашних» школ. Учащиеся обучались чтению, закону божьему, письму, арифметике, девочки – рукоделию. Занятия проводились в свободное от посевных работ время; учительские обязанности исполняли члены местного церковного причта, певцы, отставные унтер – офицеры.

Подготовкой кадров управленческого аппарата занималось училище в селе Ильинском Пермского уезда, основанное в 1793 – 1794 годах как малое народное училище для мальчиков, где изучали арифметику, физику, геометрию, русскую грамматику, чистописание, всеобщую и российскую историю, математическую географию, немецкий и латинский языки, черчение, рисование, пение. Ученики, отличающиеся особыми дарованиями, примерным поведением и крепким здоровьем отправлялись получать образование в государственные учебные заведения: гимназию в Перми, Московскую земскую школу, Горный институт в Петербурге либо за границу.

Строгановы обеспечивали столичные школы и приходские училища Пермского имения жильем, учебными пособиями, обслуживанием помещений, материальной базой, персоналом.

Руководствуясь интересами своей вотчины, Строгановы «приоткрыли двери» к среднему и высшему образованию для части крепостного населения, вопреки установкам правительства не исключили из учебных планов предметы, не имеющие отношения к техническим наукам. Но «мудрость» Строгановых была вызвана не желанием просвещения народа, а нуждами развивающегося имения. Школы, где обучались крестьянские заводские дети, по преимуществу находились на обеспечении народа, в результате чего испытывали постоянные финансовые затруднения, вплоть до бесплатной работы персонала в непригодных для хозяйства помещениях.

Реальное право на получение образования в помещичьих школах имели сыновья служителей, которые составляли всего 2 - 2,3 % от числа ревизских душ Строгановской вотчины. Сыновья управляющих, приказчиков, караванных имели возможность пройти весь курс обучения, сыновья мастеровых, промысловых работников и крестьян обучались только до 12 -14тилетнего возраста, после чего их распределяли на работу. Школы в Пермском имении Строгановых имели много общего с крепостными школами феодальной России, все вопросы организационного и финансового порядка решались владельцем.

Учебный день был очень насыщенным и трудным, школьники вставили в 6 часов, занимались уроками по восемь часов, от них требовалось не быть праздными, не грубить, не шалить, не ругаться, быть вежливыми, послушными, исполнительными, ежедневно оп дав раза в день учить молитвы, за непослушание учащиеся строго наказывались.

В некоторых приходских школах применялись передовые методы обучения, например, канкастерский (метод взаимного обучения грамоте), где-то отказывались от физического наказания.

Их образованного крепостного населения формируется категория служителей, которые занимают особое положение в крепостной среде, имеют ряд льгот – могли рассчитывать на освобождение от крепостной зависимости, освобождение от рекрутской повинности взамен полученных привилегий они надежно служили владельцам, защищали классовые интересы.

Страницы: 1 2

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена
Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей. С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530–1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал п ...

Средневековые ереси, их социальная сущность и идейные основы
В христианской религии, как к в других монотеистических религиях, существовало много еретических (несогласных с официальной догматикой) учений. Они начали появляться с того времени, как христианство стало официально признанной государственной религией, и сопровождали его на всем протяжении истории. Возникновение ересей объяснялось тем, ...

Главный идеолог нового курса.
К моменту начала реформ он практически не был известен в стране. 35-летний доктор экономических наук, Е.Т. Гайдар . Не имевший опыта государственной деятельности, в ноябре 1991 г. был назначен заместителем председателя правительства России по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов. Е.Т. Гайдар и его единомышлен ...