Крепостные школы в вотчине Строгановых
Страница 1

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Крепостные школы в вотчине Строгановых

Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просветления умов» [рябинов] особенно в крестьянской среде.

Своеобразную «систему просвещения» крепостных в рамках своего хозяйства и в его интересах создают Шереметьевы, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Голицыны, Строгановы. Объективной причиной создания подобных школ стали своекорыстные интересы вотчинников.

Имение Строгановых было обширным и сложным хозяйством, оно имело разветвленный аппарат управления и постоянно нуждалось в служащих – от главнокомандующих до писарей и разнообразных специалистов горноркдного, заводского, лесного дела. Строгановы желали иметь образованных слуг и быть «гуманными и «пресвященными» владельцами.

Считалось, что обучение грамоте необходимо сочетать с полезными занятиями, предлагалось создание школы «практического земледелия и сельского домоводства», где бы обучали грамоте для получения необходимых агрономических знаний. По такому принципу работали десятки «сельских», «поселянских», «заводских», «домашних» школ. Учащиеся обучались чтению, закону божьему, письму, арифметике, девочки – рукоделию. Занятия проводились в свободное от посевных работ время; учительские обязанности исполняли члены местного церковного причта, певцы, отставные унтер – офицеры.

Подготовкой кадров управленческого аппарата занималось училище в селе Ильинском Пермского уезда, основанное в 1793 – 1794 годах как малое народное училище для мальчиков, где изучали арифметику, физику, геометрию, русскую грамматику, чистописание, всеобщую и российскую историю, математическую географию, немецкий и латинский языки, черчение, рисование, пение. Ученики, отличающиеся особыми дарованиями, примерным поведением и крепким здоровьем отправлялись получать образование в государственные учебные заведения: гимназию в Перми, Московскую земскую школу, Горный институт в Петербурге либо за границу.

Строгановы обеспечивали столичные школы и приходские училища Пермского имения жильем, учебными пособиями, обслуживанием помещений, материальной базой, персоналом.

Руководствуясь интересами своей вотчины, Строгановы «приоткрыли двери» к среднему и высшему образованию для части крепостного населения, вопреки установкам правительства не исключили из учебных планов предметы, не имеющие отношения к техническим наукам. Но «мудрость» Строгановых была вызвана не желанием просвещения народа, а нуждами развивающегося имения. Школы, где обучались крестьянские заводские дети, по преимуществу находились на обеспечении народа, в результате чего испытывали постоянные финансовые затруднения, вплоть до бесплатной работы персонала в непригодных для хозяйства помещениях.

Реальное право на получение образования в помещичьих школах имели сыновья служителей, которые составляли всего 2 - 2,3 % от числа ревизских душ Строгановской вотчины. Сыновья управляющих, приказчиков, караванных имели возможность пройти весь курс обучения, сыновья мастеровых, промысловых работников и крестьян обучались только до 12 -14тилетнего возраста, после чего их распределяли на работу. Школы в Пермском имении Строгановых имели много общего с крепостными школами феодальной России, все вопросы организационного и финансового порядка решались владельцем.

Учебный день был очень насыщенным и трудным, школьники вставили в 6 часов, занимались уроками по восемь часов, от них требовалось не быть праздными, не грубить, не шалить, не ругаться, быть вежливыми, послушными, исполнительными, ежедневно оп дав раза в день учить молитвы, за непослушание учащиеся строго наказывались.

В некоторых приходских школах применялись передовые методы обучения, например, канкастерский (метод взаимного обучения грамоте), где-то отказывались от физического наказания.

Их образованного крепостного населения формируется категория служителей, которые занимают особое положение в крепостной среде, имеют ряд льгот – могли рассчитывать на освобождение от крепостной зависимости, освобождение от рекрутской повинности взамен полученных привилегий они надежно служили владельцам, защищали классовые интересы.

Страницы: 1 2

Теория социального государства
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее ...

Ремесло
Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем: "Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может б ...

Страны Азии в начале XX в.
К концу нового времени на азиатском Востоке сложилась своеобразная ситуация. Китай и Япония во имя сохранения самобытности местных культурных традиций вплоть до середины XIX в. сознательно закрывали свои границы от европейского влияния, полагая, что оно не может принести ничего, кроме вреда. Это едва не привело к катастрофе. Когда в се ...