Завоевательные войны Чингисхана. Военное устройство Монгольской империиСтраница 4
Таким образом, часто враждовавшие между собою до Чингисхан а монгольские племена при нем, в обстановке сплошных боевых успехов над внешними врагами, сливали в одну нацию, проникнутую национальным самосознанием и народной гордостью.
Во главе войсковых подразделений ставились, вообще начальники из того рода и племени, которые комплектовал данную единицу, но выбирались они из числа испытанных в боях людей, подходящих ко второму из двух типов, на которые делил Чингисхан все человечество.
При таком порядке комплектования монгольской армии сохранялся в неприкосновенности родовой строй, а обыкновенно и племенной состав населения, что создавало в частях войск, помимо внешней, механической связи, прочную внутреннюю, органическую спайку: военачальники были из среды своей же аристократии, представителей которой люди привыкли видеть у себя во главе и в гражданском быту; ратники одной и той же единицы являлись не случайным сборищем чужих между собой людей, а группой индивидуумов, связанных друг с другом родством, знакомством, общностью языка и т.п.
Всякого начальника десятка или другой единицы, который оказался бы непригодным для своей должности, старший над ним начальник обязан был немедленно устранить; относительно лиц старшего командного состава это обыкновенно делал сам Чингисхан, которому в этой случае приходило на помощь его глубокое знание людей и отчетливое понимание тех требований, которым должен' удовлетворять высокий военный начальник.
Положительно изумляешься, как в ту младенческую, с нашей точки зрения, эпоху, когда в воине, независимо от его ранга, ценились почти исключительно индивидуальные боевые качества — храбрость, удаль, отвага, выносливость, физическая сила, — качества, которыми, помимо прав по рождению, обыкновенно вполне определялась годность того или другого воина на роль вождя (например, в среде европейского феодального рыцарства). Как в ту эпоху могла быть высказана мысль, положенная в основание следующего "изречения" Чингисхан а:
"Нет героя, подобного Есуге-Баю, нет искусного в делах подобного ему человека. Однако, так как он не знает усталости и тягости похода, не чувствует ни жажды, ни голода, он и других людей из нукеров1 и воинов, которые будут вместе с ним, всех считает подобными себе в перенесении трудностей, а они не представляют силы и твердости перенесений. По этой причине не подобает ему начальствовать над войском. Подобает начальствовать тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положением положение других и идет в дороге с расчетом и не допустит, чтобы войско испытывало голод и жажду, и четвероногие (кони) отощали. На этом смысл указывает; путь и работа по слабейшему из вас".
Не связанный историческими традициями, руководящийся только своим умом, здравым смыслом и опытом, Чингисхан сам полагал историческую традицию. Не подлежит сомнению, что в создании вооруженной силы он вообще придерживался старинных обычаев, но организация той постоянной конной армии, которая победоносно прошла вдоль и поперек почти весь материк. Старого Света, была делом eго рук, его творческой энергии|Военные статьи Большого Джасака были тем основанием, на котором зиждилось ее устрой ство; непререкаемый и неутомимый авторитет ее верховной вождя придавал этому фундаменту непоколебимую прочно сть и устойчивость.|По этой причине ни одна из знамениты: конниц древностйили средних веков (парфянская, персид екая, рыцарская) — ни по своим боевым качествам, ни по своим достижениям, не может сравниться с кавалерией Чин гис-хана. Период Средних веков, предшествовавший изобре тению пороха, можно вообще назвать веком расцвет* конницы и ее господства на полях битв. В Европе тако* "царицей полей сражения" была в то время тяжелая рыцар екая кавалерия, но с приходом монголов она принужден* была на полях Лигницы в 1241 году уступить свое первенстве коннице этого азиатского кочевого народа, которая,по спра ведливости, должна быть признана, для своей эпохи, первое в мире. Она была тем мощным орудием, при помощи которой монгольский завоеватель выявлял миру свою человеческук волю.
Мифы о рождении Олимпийских игр
О рождении Олимпийских игр аэды и рапсоды рассказывали следующее: на берегах Алфея Зевс боролся с Кроном за власть и, победив, учредил эти состязания. По другому мифу в Олимпии первыми состязались Куреты — Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасис, Идас. Там впервые Геракл увенчал победителя веткой маслины. Таким образом, эта версия честь установле ...
Монголы и традиции кочевников. Территория и
общественное устройство Монгольского государства
Страна, которую сейчас называют Монголией, была родиной кочевников за много столетий до того, как мир узнал о монголах. Она входит в особую полосу степей Северного полушария, которые простираются от Венгрии до Маньчжурии южнее лесной полосы. С юга, в отличие от западных степей, ее не ограничивают ни внутренние моря, ни горы, а всего лиш ...
Усиление роли православного духовенства
Последовательную поддержку гетманской администрации проводило православное духовенство.
Крестьяне массово отказывались выполнять повинности в интересах духовных епархий, тем самым подрывая экономическую основу их хозяйств.
Укреплению позиций православного духовенства объективно способствовала историческая обстановка в середине XVII в. ...