Последние реформы
Страница 4

Историческая летопись » Иван Грозный как историческая личность » Последние реформы

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых, «как в зеркале, старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О.Ключев­ский). Сложившиеся в его голове идеальные представле­ния о происхождении и неограниченном характере цар­ской власти, однако, плохо увязывались с действитель­ным порядком вещей, обеспечивавшим политическое гос­подство могущественной боярской аристократии. Необхо­димость делить власть со знатью воспринималась Ива­ном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде все­го то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Не случайно резкая критика зло­употреблений бояр стала исходным пунктом всей про­граммы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пере-светов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, ко­торые приблизились к трону «вельможеством», а не воин­ской выслугой или мудростью. Пересветову вторил пре­старелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его со­веты, по мнению Курбского, подготовили почву для по­следующих царских гонений на бояр. Фамилия «Топор­ков» дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира,— говорил он,— обернул­ся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей великой Руси».

Советы править с грозой пали на подготовленную .почву, но царь не мог. следовать им, оставаясь на по­зициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преоб­разовательным затеям.

Дворянские публицисты и практичные дельцы все без исключения рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского прав­ления. Но их обещания оказались невыполненными.; На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Силь­вестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал неслож­ным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечныв: результаты политики Избранной рады не соответствовали этим критериям. Поп Сильвестр с Алексеем Ада-шевым, утверждал самодержец, малопомалу «всех бояр начата в самовольство приводити, нашу же красоту вла­сти с вас (бояр) снимающе, и в супротисловие вас (бояр) приводяще и честию мало вас не с нами ров-няюще, молодых же детей боярских с вами честию по-добяще, и тако помалу сотвердися сия злоба .» 5 Под­давшись чувству раздражения, Иван допускал очевидную несправедливость, осуждая своих советников за боярское «самовольство». Он забыл о том, что не временщики со­здали боярскую аристократию. Еще более поразительным представляется негодование царя по поводу политики воз­вышения «молодого» дворянства, которая, как оказалось, вредит «красоте» самодержавия не менее, чем боярское своеволие. В нескольких словах царь отрекся от продво-рянских реформ, над осуществлением которых он трудил­ся вместе с Адашевым в течение многих лет.

Царь полностью разошелся с советниками в оценке целей и направления реформ. Разрыв стал неизбежным, когда к внутриполитическим расхождениям добавились разногласия в сфере внешних дел.

Страницы: 1 2 3 4 

Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства Борисом широкое распространение получили слухи о том, что царевич Дмитрий жив, «чудесно спасшийся в Угличе». Этим слухом и воспользовались авантюристы. В 1602 году в Литве появился человек, который выдавал себя за убитого царевича Дмитрия. В своей беседе с польским магнатом Адамом Вишневецким поведал, ...

Оформление идеологии
Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно, что поражение в войне способствует обострению пессимистических и националистических настроений в обществах побежденных стран, в чем мы уже имели возможность убедиться на примере того воздействия, которое оказали решения Ве ...

Восстание Степана Разина (1670-1671 гг. )
Тема Разинского восстания - крупнейшего народного движения России XVII в. всегда вызывала большой интерес у исследователей истории нашей страны эпохи раннего средневековья. Неудивительно, что и сейчас, когда в отечественной историографии произошел пересмотр господствовавших в недавнем прошлом концепций, к ней обращаются историки. Социал ...