Последние реформы
Страница 3

Историческая летопись » Иван Грозный как историческая личность » Последние реформы

История преобразований 50-х годов была бы непол­ной без упоминания о личности преобразователя. Иници­атор реформ А, Адашев обладал качествами, которые благоприятствовали его карьере на приказном бюрократиче­ском поприще. Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Челобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, не­взирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил воло­киту в приказах. Виновных ждала «кручина» от государя, тюрьма и ссылка: Младшие современники Адашева вспо­минали годы его правления как время процветания, ког­да «Русская земля была в великой тишине и во благо­денстве и управе»3. Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика. Курбский впойне серьезно писал о том, что Адашев отчасти «в некоторых нравех» уподоблялся ангелам. «Ангелоподобность» цар­ского любимца состояла в показном благочестиий таких ханжеских привычках, которые вполне роднили костром­ского дворянина с попом Сильвестром. В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью превзойти монахов. Он беспрестанно молился, по­долгу выдерживал пост, «по одной просвире ел на день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими и юродивыми. Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богадельню, в которой держал много десят­ков «прокаженных» (больных), «тайне питающе, обмы-вающа их, многажды же сам руками своими гнои их отирающа».

На политические воззрения Адашева, по-видимому, оказали влияние идеи передовых дворянских идеологов. Но в своей практической деятельности кружок Адашева смог осуществить требования дворян лишь в небольшой мере. Не имея возможности преодолеть консерватизм пра­вящего боярства, Адашев довольствовался половинча­тыми реформами либо вовсе отказывался от их осуще­ствления. Склонность правителя к компромиссу, его по­лезная «общей вещи» деятельность вызывала самое жи­вое одобрение идеолога боярства Курбского.

Влияние Адашева основывалось в определенной мере на личном доверии к нему царя. Какое же участие при­нимал в проведении реформ сам Грозный? Годы реформ были для царя Ивана годами учения. Достигнув совер­шеннолетия, царь на первых порах оказался неподготов­ленным к роли правителя обширного государства и дол­жен был на много лет подчиниться воле избранных им на­ставников. В юные годы Иван не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал знав­ших его людей своими обширными познаниями. Более того, Грозный после 34 лет занялся литературным трудом и стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Писания Ивана свидетельствовали о его уме и начитанности. Однако ни одно царское сочинение не сохранилось в оригинале. Более того, никому еще не удалось обнаружить хотя бы одну строку, написанную его рукой, хотя бы один документ, скрепленный его под­писью. Невольно возникает подозрение, был ли грамотей Иван. При решении этого вопроса надо учесть такой мо­мент, как традиции Московского государства. Эти тради­ции, выросшие из безграмотности первых московских князей, безусловно, воспрещали государю подписывать какие бы то ни было документы, включая собственнное духовное завещание. Обычай этот свято чтили и в XVI в. Но с некоторых пор внешние влияния пробили брешь в спасительных устоях старины. Бабка Грозного — визан­тийская царевна Софья — воспитывалась в Италии, сла­вившейся своими успехами на ниве просвещения и ис­кусств. Она явилась в Москву в сопровождении целой толпы итальянских медиков, архитекторов и мастеров. Софья не могла не заботиться об образовании сына. При случае Василий III посылал жене Елене собственноруч­ные записочки, так что сомнений в его грамотности не возникает. Но Василий III из уважения к обычаям пред­ков не утруждал себя письмом. Даже Борис Годунов, скреплявший грамоты своей рукой смолоду, перестал под­писывать бумаги, взойдя на трон. Лишь Лжедмитрий не скупился на автографы, но он жестоко поплатился за пренебрежение к московской старине.

Отсутствие автографов Грозного ни в коей мере не может служить свидетельством его неграмотности. Нельзя признать основательными попытки американского исто­рика Э. Кинана объявить подлогом все сочинения Ива­на IV. Современники не ставили под сомнение ученость и литературные таланты первого царя. Они называли его ритором «словестной мудрости» и утверждали, что он «в науке книжного поучения доволен и многоречив зе­ло» 4. Бывший друг царя, а потом злейший его враг князь Курбский, сражаясь с ним при посредстве библей­ских цитат, иногда обозначал лишь первые стихи свя­щенного писания, полагаясь на знания своего корреспондеыта. «Последующие стихи умолчю,— писал в таких слу­чаях Курбский,— ведуще тя священного писания искус-наго». Иван неплохо знал исторические сочинения. На них он не раз ссылался в речах к иностранным дипло­матам и думе. Венецианского посла поразило близкое знакомство Грозного с римской историей. Допущенные в царское книгохранилище ливонские богословы увидели там редчайшие сочинения греков античной поры и ви­зантийских авторов.

Страницы: 1 2 3 4

История развития корейской проблемы. Аннексия Кореи Японией (1910—1945)
После окончания Русско-японской войны в 1905 году Корея попала под протекторат Японии и в 1910 году была ею аннексирована. Корея находилась под управлением Японии с 1910 по 1945 годы. В это время она не обладала суверенитетом, власть на полуострове принадлежала японскому генерал-губернатору. Начиная с середины 1930-х годов, когда в Япо ...

Образование единого государства России. Наследники Дмитрия Донского
При Василии I Дмитриевиче Москва присоединила Нижегородское княжество, Малую Пермь – земли по реке Вычегде, населенные коми. В 90-е гг. на некоторое время московские воеводы присоединили Двинскую землю, принадлежащую Новгороду Великому. Приходилось отражать набеги внешних противников. В 1395г Тимур (Тамерлан), властитель Средней Азии, ...

Переходы бояр и слуг; жалования и кормления.
Благодаря неясности идеи подданства между князьями и их боярами и слугами, продолжали сохраняться те самые договорные отношения, которые установились между ними в то время, когда и князья не были территориаль­ными владельцами и бояре не были землевладельцами. Тот или другой боярин и слуга служил князю не потому, что обязан был ему служи ...