Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке

В следующем параграфе автор рассматривает причины возникновения потребности в создании учебных заведениях в Пермском крае, особенности развития образовательных и просветительных учреждений, обращается к персоналиям, чья деятельность была направлена на сферу образования и просвещения в крае, выявляет проблемы формирования сферы просвещения и образования в Пермском крае. Для исследования данной проблемы мы обращаемся к трудам Э. А. Пезина, Н. В. Нечаева, Ф. Ф. Павленкова, Л. Юзефовича, Н. П. Горбацевича, Н. В. Шатрова, Н. А. Фирсова, В. Иконникова, В. К. Семченкова, А. П. Шалина, В. К. Попова, которые рассматривают вопросы появления и распространения образования в Пермском крае с точки зрения изучения работы появляющихся учебных и просветительных заведений.

Создание школ при горных заводах Урала в 20-е годы XVIII века было ответом на насущные требования действительности, в период активного процесса вливания Пермского края в экономическую жизнь России, вследствие роста экономического потенциала района, активного промышленного освоения природных ресурсов, появилась потребность в значительном количестве грамотных, квалифицированных кадров. Следует отметить сложность обстановки, в которой проходило становление системы школьного образования в Пермском крае, с одной стороны росла потребность в грамотных людях и распространение научных знаний, обусловленные объективными потребностями поступательного развития страны, а с другой – воздействие реакционной политики господствующего класса, заинтересованного в сохранении отжившего феодального общественного строя и укреплении его основ.

Инициатором открытия первых школ был Василий Никитич Татищев – выдающийся государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, направленный в 1723 году Петром I на Урал, для строительства новых заводов и ремонта старых медеплавильных предприятий, в нем соединились «администратор с ученым человеком, и этим он обязан не только своим личным дарованиям и наклонностям, но и характеру петровских реформ»[пензин]. Во время первого пребывания Татищева на Урале (1720 – 1722 года) было открыто 4 школы: две на Уктусском заводе (словесная и арифметическая), арифметическая в Кунгуре и словесная в словесная на Анапаевском заводе, в которой летом обучалось порядка 104 учеников. Но программа создания школ на Урале не была реализована в полном объеме по ряду причин:

1) отсутствие квалифицированных преподавателей;

2) не было высших учебных заведений, готовивших педагогические кадры;

3) нежелание части населения отдавать своих детей в школы.

Новый этап деятельности горнозаводских школ начинается с 1735 года, во время второго посещения Татищевым Урала. В течение 1735 года были открыты школы на восьми уральских заводах, также система образования подверглась реформированию в Кунгуре, в Екатеринбурге, где появляются немецкая и латинская школы.

Культ Неба
Воцарение Чжоу сопровождалось важными переменами в общественном сознании и идеологической традиции древнего Китая. Чжоусцы принесли с собой новое представление о верховном божестве, которого они называли Тянь. В первоначальном начертании знак «тянь» являл изображение большого человека с особо выделенной головой и служил, вероятно, обозн ...

Развитие производительных сил
Как и в других странах Западной Европы, в экономике Германии в XII—XIII вв. наблюдались значительные сдвиги. Улучшилась обработка земли, и повысилась урожайность. Расширились посевы наиболее ценных зерновых культур, в частности ржи, а также волокнистых культур и красителей — льна, конопли и вайды. Стало более интенсивным огородничество ...

Борьба вокруг заключения мира
В ноябре 1917 г. В Брест-Литовске начались мирные переговоры между Советской Россией и государствами германского блока (Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией). 2 (15) декабря было достигнуто соглашение о заключении перемирия. Через неделю там же возобновились переговоры о заключении мирного договора. Наша делегация предложила ...