Процесс распада СССР. Причины и факторы распада СССР
Страница 2

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Процесс распада СССР. Причины и факторы распада СССР

- процесс формирования национальных культурно-политических элит;

- "замороженные" этнополитические конфликты.

Эти дремавшие силы проснулись сразу же, как только ослабели тиски авторитарного советского государства.

Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократизация, политика гласности разбудили и националистическую составляющую общественной жизни. Сначала - в виде критики национальной политики КПСС в прошлом и настоящем, затем - в образовании респуб ликанских народных фронтов - "Руха" на Украине, "Саюдиса" - в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета "Карабах" в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989 - 1990 гг. они пришли в власти в большинстве республик, исключая центральноазиатские.

Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Движение ее режиссировалось и финансировалось местными мафиозными кланами и западными спецслужбами под видом помощи демократии. Интернационализм как часть социалистической идеологии был дискредитирован. Господствующей стала идея национального эгоизма. Суть пропаганды была проста - для того, чтобы хорошо жить, нужно избавиться от СССР вместе с русскими оккупантами, КПСС и советской бюрократией. Русские националисты, наоборот, требовали избавиться от кровососов-инородцев.

В 90-е годы центробежные силы перешли в Центральную Азию. Идут серьезные попытки «пан-тюркизма». В новых элитах – кризис идентичности: нужны новые системы. Падает уровень лигитимности. Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. В данном случае идет снижение лигитимности. Народы Центральной Азии не согласны подчиняться центральной власти, считая её не справедливой, не авторитетной, а существующий порядок не приемлемым

Идет конструирование национальной идеологии, проявляется имперская идеология. В Центральной Азии произошел скачок в сторону ислама. Понижение русского языка, казахи переходят на латинизм. Русскому населению стало трудно жить в республиках Центральной Азии.

Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом. Все вспомнили старые обиды. В 1988 - 1990 -годы армянских погромов в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, столкновений между узбеками и киргизами в Ошской области, между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, между узбеками и таджиками в Душанбе, между казахами и азербайджанцами в нефтяных районах Казахстана, между русскими и азербайджанцами в нефтеградах Тюменской области, между грузинами и осетинами, между грузинами и абхазами. Вал национальных погромов прокатился по рынкам российских городов. Русским стало трудно жить в Чечне и Прибалтике, лицам "кавказской национальности" - в городах России.[6,с.11]

Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций.

Важным фактором разрушения Союза стал "парад суверенитетов" 1989 - 1990 гг. Начался он с прибалтийских республик в 1989г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа 1990г, Таджикистан - 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия - 15 декабря 1990 г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Важнейшей, безусловно, является российская декларация, показавшая нежелание нового российского руководства сохранить Союз в прежнем виде и вызвавшая волну подражаний в других союзных и автономных республиках.

Страницы: 1 2 3 4

Избрание на царство М. Ф. Романова
Моя дипломная работа посвящена эпохе правления М. Ф. Романова – первого русского царя из новой династии. Писали о нем много и по-разному; от славословия и умилительного сюсюканья до гневного осуждения и насмешек. У одних он вызывал восторг и обожание, у других – презрение и ненависть. Но история иногда не впадает в крайности. Время – са ...

Этико-политическое учение Конфуция
В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, правитель был правителем, а подданный - подданным. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Смута и хаос, пришедшие на с ...

Проблема генеалогии крымских ханов в историографии Крымского ханства.
Одним из самых спорных вопросов в историографии Крымского ханства является вопрос о происхождении династии крымских ханов – Гиреев. В 60-х гг. XVII века правителем Хивы Абу-л-Гази Бахадур-ханом написана «Родословная тюрок» («Шеджере-и тюрк»). Труд содержит наиболее важные политические события истории Монгольской империи, а впоследствии ...