Процесс распада СССР. Причины и факторы распада СССР
Страница 2

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Процесс распада СССР. Причины и факторы распада СССР

- процесс формирования национальных культурно-политических элит;

- "замороженные" этнополитические конфликты.

Эти дремавшие силы проснулись сразу же, как только ослабели тиски авторитарного советского государства.

Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократизация, политика гласности разбудили и националистическую составляющую общественной жизни. Сначала - в виде критики национальной политики КПСС в прошлом и настоящем, затем - в образовании респуб ликанских народных фронтов - "Руха" на Украине, "Саюдиса" - в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета "Карабах" в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989 - 1990 гг. они пришли в власти в большинстве республик, исключая центральноазиатские.

Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Движение ее режиссировалось и финансировалось местными мафиозными кланами и западными спецслужбами под видом помощи демократии. Интернационализм как часть социалистической идеологии был дискредитирован. Господствующей стала идея национального эгоизма. Суть пропаганды была проста - для того, чтобы хорошо жить, нужно избавиться от СССР вместе с русскими оккупантами, КПСС и советской бюрократией. Русские националисты, наоборот, требовали избавиться от кровососов-инородцев.

В 90-е годы центробежные силы перешли в Центральную Азию. Идут серьезные попытки «пан-тюркизма». В новых элитах – кризис идентичности: нужны новые системы. Падает уровень лигитимности. Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. В данном случае идет снижение лигитимности. Народы Центральной Азии не согласны подчиняться центральной власти, считая её не справедливой, не авторитетной, а существующий порядок не приемлемым

Идет конструирование национальной идеологии, проявляется имперская идеология. В Центральной Азии произошел скачок в сторону ислама. Понижение русского языка, казахи переходят на латинизм. Русскому населению стало трудно жить в республиках Центральной Азии.

Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом. Все вспомнили старые обиды. В 1988 - 1990 -годы армянских погромов в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, столкновений между узбеками и киргизами в Ошской области, между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, между узбеками и таджиками в Душанбе, между казахами и азербайджанцами в нефтяных районах Казахстана, между русскими и азербайджанцами в нефтеградах Тюменской области, между грузинами и осетинами, между грузинами и абхазами. Вал национальных погромов прокатился по рынкам российских городов. Русским стало трудно жить в Чечне и Прибалтике, лицам "кавказской национальности" - в городах России.[6,с.11]

Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций.

Важным фактором разрушения Союза стал "парад суверенитетов" 1989 - 1990 гг. Начался он с прибалтийских республик в 1989г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа 1990г, Таджикистан - 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия - 15 декабря 1990 г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Важнейшей, безусловно, является российская декларация, показавшая нежелание нового российского руководства сохранить Союз в прежнем виде и вызвавшая волну подражаний в других союзных и автономных республиках.

Страницы: 1 2 3 4

Реформы Александра I
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стре ...

Возвращение. Тюрьмы и голодовки
И вот Ганди вновь ступил на родную землю. Поездка в Англию породила грусть и разочарование, но не ослабила веры и воли к победе. В Бомбей он прибыл 28 декабря 1931 г. долгожданного Бапу встречали огромные массы людей. Всюду возникали стихийные митинги. «Я вернулся с пустыми руками. Но я не поступился честью соей страны», - сказал Ганди ...

Литература
1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ. - М., 1995. 2. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок - к общей Европе. - М., 1992. 3. Великобритания. (Экономика и политика стран современного капитализма). - М., 1972. 4. Власть: очерки современной политической философии Запада. - М., 198 ...