Золотая булла. Империя и княжества в XIV в.
Страница 2

Феодальное государство в Германии » Золотая булла. Империя и княжества в XIV в.

Дальнейший упадок империи в XV в. Династия Люксембургов продержалась на имперском престоле (с перерывом) до 1437 г. Последний из ее представителей — Сигизмунд, будучи женатым на венгерской принцессе, присоединил к империи Венгрию. Однако от империи отделилась Чехия, народ которой поднялся на борьбу с немецким засильем и католической церковью . В результате раскола среди гуситов Сигизмунду удалось вернуть чешский престол, но после его смерти Чехия более чем на полстолетия стала совершенно независимой от империи. Вскоре освободилась от династической связи с Германией и Венгрия.

В 1437 г. императорская власть окончательно перешла к дому Габсбургов. Империя все более приобретала характер слабой федерации самостоятельных германских государств. При Фридрихе III (1440—1493) внутренняя связь в империи настолько ослабела, что отдельные германские княжества по существу ее не ощущали. Целый ряд имперских территорий перешел под власть других государств. Тевтонский орден, потерпев поражение от Польши, признал вассальную зависимость от польского короля (1466 г.). Дания завладела Шлезвигом и Гольштейном (1469 г.). Прованс был присоединен к Франции. В конце своего царствования Фридрих III лишился даже наследственных владений — Австрии, Штирии и Каринтии, завоеванных венгерским королем Матиашом Корвином.

Однако полного крушения империи не произошло. В конце XV в. положение Габсбургов упрочилось. Этому способствовали обстоятельства как внешнеполитического, так и внутреннего характера. В результате распада лоскутного Бургундского государства империя на время присоединила Нидерланды и Франш-Контэ (юридически это было оформлено браком между Максимилианом Габсбургом и Марией Бургундской). Габсбурги после смерти Матиаша Корвина снова завладели австрийскими землями. Турецкое наступление на Балканах ослабило Венгрию и позволило присоединить значительную ее часть к Австрии (1526 г.).

В самой Германий имелись силы, заинтересованные в политическом единстве: это прежде всего некоторые слои бюргерства, связанные с возникновением капиталистических форм производства. Об их настроениях свидетельствуют анонимные политические памфлеты того времени. В появившемся в 1439 г. памфлете "Реформация императора Сигизмунда" содержалась идея превращения Германии в централизованное государство. Его авторы предлагали подчинить все местные власти имперским законам, прекратить внутренние войны, ликвидировать феодальные привилегии, ввести единую судебную организацию и единую монетную систему, создать условия для свободного развития ремесла и торговли, ликвидировать крепостную зависимость. Основной опорой в проведении этих реформ должны были служить города, больше всех других сословий заинтересованные в установлении государственного единства. Осложнившаяся внутренняя и внешняя обстановка - нарастание борьбы народных масс в Германии и усиление соседних централизованных государств - ставила и перед князьями вопрос об усилении общеимперского единства Однако князья намерены были добиваться этого не ценою отказа от привилегии, а за счет усиления своего контроля в имперских органах то обрекало на провал всякие попытки имперских реформ

Когда на престол вступил Максимилиан I (1493—1519), идея имперской реформы, казалось, была близка к осуществлению. На рейхстагах 1495—1500 гг. было принято решение ввести общий "земский мир" и создать общеимперское управление и суд для улаживания конфликтов между "имперскими чинами". В качестве военной силы империи Максимилиан намеревался использовать войска Швабского союза, созданного незадолго перед тем рыцарями и имперскими городами Юго-Западпой Германии. Но реализовать даже эти ограниченные реформы не удалось, так как князья оказали им сопротивление. Неудачными были и попытки вернуть под власть империи освободившиеся территории. Затеянная императором, Д руководителями Швабского союза война с швейцарцами окончилась поражением (1499 г.) и привела к полному освобождению Швейцарии от власти Габсбургов.

Страницы: 1 2 

Этико-политическое учение Конфуция
В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, правитель был правителем, а подданный - подданным. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Смута и хаос, пришедшие на с ...

Соотнесение православия с западным христианством
К концу Х века молодая Киевская Русь переживала эпоху глубокого кризиса язычества. Ко времени становления государственности Руси основные цивилизации развивались в рамках монотеистических религий. Приобщение к цивилизации, которого требовало становление государственности, с необходимостью двигало Русь к принятию одной из мировых религий ...

Политические и правовые учения в Древней Индии
Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать 1. Её религиозный, духовный характер. 2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания. 3. Главный фактор её развития - религия. 4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве. Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две ...