Проблемы и вопросы отечественной историографии 1917-1930 годыСтраница 13
Позицию авторов первых работ о революции и гражданской войне, вышедших в европейских странах, можно определить как патетико-эмоциональную. Видный французский историк М. Крузе, характеризуя белоэмигрантские работы, писал: «Рассказы эмигрантов о жестокостях, описания нищеты и волнений революции, приумноженные, преувеличенные, извращенные печатью . Рассказы о красном терроре, самые невероятные сообщения, как, например, о «национализации» женщин, создавали состояние коллективной истерии» (Цит. по. кн.: Наумов Н. В. Великая Октябрьская социалистическая революция во французской буржуазной историографии. М., 1975. С. 53). https://allforlady.info/forum/thread23858.html
Особый интерес для нас представляют работы по истории Среднего Поволжья. Одним из первых к ней обратился одни из лидеров Комуча В. И. Лебедев. В 1919 г. в Нью-Йорке он выпустил книгу «Борьба русской демократии против большевизма. Записки очевидца и участника свержения большевистской власти на Волге и в Сибири». В ней он попытался обелить «демократическую контрреволюцию» в России. Книга представляет собой изданное брошюрой выступление В. И. Лебедева в январе 191 г. на собрании «Лиги возрождения свободной России». Следует отметить, что невольно автор допустил саморазоблачение - заявил о руководстве действиями Комуча со стороны держав Антанты (Пионтковский С. А. Рец. на кн.: .Лебедев В. П. Борьба русской демократии против большевизма (Нью-Йорк, 191) // Пролетарская революция. 1921. № 1. С. 195-196). Но наиболее полно белоэмигрантская концепция историй народов Среднего Поволжья представлена в воспоминаниях и материалах, изданных в Праге в конце 20-х - начале 30-х гг. бывшими деятелями эсеровских организаций поволжских губерний П. Д. Климушкиным, С. Николаевым, В. И. Лебедевым, В. Архангельским и др. Основное внимание они уделяли обвинения большевиков в диктаторстве, ущемлении демократии, терроре (Воля России. Прага, 1928. Т. 8/9, 10/11; Гражданская война на Волге в 1918 г. Прага, 1926. Сб. 1; Гражданская война на Волге. Прага, 1930. Вып. 1). Однако в пражских материалах содержится и признание наличия разногласий в лагере средневолжской контрреволюции и отсутствия единства. П. Д. Климушкин, ведавший в 1918 г. в средневолжском правительстве Комуча внутренними делами, писал: «Недовольство офицерства политикой Комуча начало выявляться с первых же дней движения в только в мелочах, но и в некоторых реальных действиях, угрожающих самому существованию Комуча» (Климушкин П. Д. Борьба за демократию на Волге //Гражданская война на Волге. С. 91). На это же указывает в своих воспоминаниях о событиях в Симбирской губернии в 1918 г. эсер С. Николаев (Николаев С. Народная армия в Симбирске // Воля России. Т. 10/11. С. 126).
В пражских сборниках материалов впервые в немарксистской историографии был поставлен вопрос о причинах определения Среднего Поволжья как очага антисоветского восстания Уже упоминавшийся выше В. И. Лебедев писал: «Волга была избрана как наиболее удачное место, потому что на ней уже проходил ряд стихийных крестьянских и городских восстаний, потому что на Волге имелось много эвакуированного с фронта вооружения и потому что она представляла собой естественный барьер, за которым легко было начать развертывание всех наших сил» (Лебедев В. И. От Петрограда до Казани // Воля России. Т. 8/9. С. 63 - 64). Впоследствии бывший лидер правых эсеров, министр земледелия Временного правительства В. М. Чернов уточняет в своих воспоминаниях, что Поволжье было естественной базой для выступления против большевиков. Оно служило вотчиной эсеров, восемьдесят и более процентов голосов при выборах в Учредительное собрание они получили здесь (Чернов Б. М. Перед бурей: Воспоминания. Нью-Йорк, 1953. С. 370).
Первобытная идеология и появление образного письма.
Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стояч ...
Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского
владения.
Но эта политическая сила при всем том не сделалась независимой. В 1243 году великий князь Ярослав Всеволодович отправился к Батыю, который, по рассказу летописи, принял его с честью и сказал ему: «Ярославе! Буди ты старей всем князем в русском языце». На следующий год поехали и другие князья к Батыю «про свою отчину»: «Батый асе почтив ...
Этногенез арийцев и арийский миф
В конце XVIII века лингвисты обнаружили сходство в индийском, греческом, персидском, германском, кельтском языках, на основании чего была выдвинута теория о существовании некого праязыка, давшего жизнь всем языкам, на которых говорили народы от Европы до Индии, а носителем этого языка была крупная этническая группа, которую назвали индо ...