Проблемы и вопросы отечественной историографии 1917-1930 годы
Страница 12

Историческая летопись » Проблемы и вопросы отечественной историографии 1917-1930 годы

I - попытки объединения леса и степи (до 972 г.);

II - борьба между лесом и степью (972 - 1238 гг.);

III - победа степи над лесом (1238 - 1452 гг.);

IV- победа леса над степью (1452 - 1696 гг.);

V - объединение леса и степи (1696 - 1917 гг.).

Не менее крупным было социологическое направление, развиваемое в трудах Е. Ф. Шмурло, П. М. Бицилли, А. В. Флоровского, А. А. Кизеветтера, А. Л. Погодина, А. Н. Фатеева. Наиболее полно его положения изложены П. М. Бицилли, выступавшим с идеей всемирно-исторического синтеза. Единство исторического процесса он находил только в марксизме, которого не принимал в силу того, что идеал К. Маркса - «абсолютная социальная правда - должен был реализоваться в результат имманентной диалектики экономических отношений», т. е. «процесса, протекающего в силу необходимости по ту сторону Добра и Зла».

Третьим крупным направлением было теософское, представители которого исходили из философии В. С. Соловьева. К нему с известными оговорками можно причислить Н. А. Бердяев; Л. П. Карсавина. Р. Ю. Виппера. Кроме того, ряд солидных ученых (П. Н. Милюков) держался особняком, развивая традиции «старой школы», схемы В. О. Ключевского.

В 20-е гг. в российской зарубежной историографии с достаточной полнотой была разработана точка зрения о всенародной соборности как исконном элементе истории Русского государства. Теоретик «соборности» М. В. Шахматов писал о распространенности вечевых собраний на территории всей земли Русской: «Они были органами народной власти во всех существовавших тогда землях - государствах .» Правда, наиболее авторитетный из историков права российского зарубежья Д. М. Одинец высказывал иное мнение: «Право Киевской Руси создавалось параллельными и, притом, конкурирующими друг с другом силами, стремившимися, каждая по-своему, регулировать одни и те же отношения. Наша старина знала три главных правовых струи: право церковное, право княжое и право земское» (Цит. по кн.: Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты Европе. М., 1992. С. 105).

«Евразийцами» в 20-е гг. был выработан совершенно новый подход к истории России, предполагавший изучение Руси начинать с изучения кочевого мира. П. Н. Савицким высказывалась даже мысль о Золотой Орде как носителе для Руси геополитической идеи объединения лесной и степной зоны.

Характеризуя точку зрения «евразийцев» в целом, стоит, на наш взгляд, согласиться с мнением Л. К. Шкаренкова, который писал: «Концепция евразийства, видимо, отражала также своеобразный эмигрантский «комплекс» - желание доказать, что Россия выше Европы и имеет особое, великое мессианское призвание» (Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. М., 1986. С. 187.).

Следует иметь в виду, что эмиграция не была однородной даже в академической среде. В сложном конгломерате сил были представлены политические группы и течения самых различных оттенков и направлений - от крайне правых махровых монархистов до меньшевиков и эсеров. В среде эмигрантов, по воспоминаниям В. Д. Поремского, велись «политические споры, которые сводились к поиску виновных в катастрофе, причем каждый сваливал вину на другого: монархисты на кадетов, кадеты на социалистов и т. д.» (Цит. по кн.: Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М., 1983. С. 118). И все же в одном они сходись - в оценке событий, происшедших в России. Их точка зрения сводилась, в конце концов, к ясному, недвусмысленному отрицанию прогрессивности свершившейся в октябре 1917 г. революции.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16