Борьба цехов с патрициатом
Страница 1

Историческая летопись » Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе » Борьба цехов с патрициатом

Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами

всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения (патрициат): домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.

Во Фландрии XIII в. и в Северной Италии XIV в. ремесленное производство, в первую очередь сукноделие, рассчитанное на экспорт, давало настолько высокий доход, что часть городского патрициата предпочла ростовщичеству и откупу городских монополий организацию ремесла. Характерный пример такого патриция-организатора ремесла – Йехан Боинброк из Дуэ, который девять раз был советником в родном городе. Он умер в 1285 г., оставив огромное состояние, в значительной мере недвижимость. Боинброк покупал шерсть в Англии, привозил ее в Дуэ в мешках, раздавал на прядение крестьянкам в деревни. Затем пряжа поступала ткачам, которые номинально были свободными, но находились в хозяйственной зависимости от Боинброка. У него имелась собственная красильня. Перед смертью он приказал своим душеприказчикам оплатить его долги и загладить его проступки. Тут собрались жалобщики, и с их слов был составлен пергамен длиною в 5,5 м, перечислявший злоупотребления советника из Дуэ.

Патрициат (наследственная городская аристократия) представлял собой узкую, замкнутую группу, которая не допускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство – все находилось в руках городских верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.

Но по мере того, как развивалось ремесло и крепло значение цехов ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII-XIV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер.

"Кельгофская хроника" 1499 г. свидетельствует о расправе патрициев с ткачами в Кёльне. Название "Кельгофская хроника" произошло от имени Иоанна Кельгофа, владельца типографии, где она была напечатана. Автор, имя которого осталось неизвестным, при составлении хроники Кёльна (до ХV в.) использовал различные материалы, в том числе воспоминания, рассказы, памфлеты, местные хроники, акты и грамоты из архива Кельна и другие источники.

"Кельгофская хроника" явно написана сторонником патрициата. Хроникер выступает против ткачей, которые свергли в городе власть патрициата и захватили в свои руки городской совет:

"Ткачи… очень хотели попасть в совет, хотя это не подобало им ни по происхождению, ни по положению. Устранив из совета лучших и мудрейших, они задумали создать в Кельне новый совет…

Странно и чуждо было видеть в Кельне таких членов совета…

Это совет был выбран в 1370 г. …и просуществовал год и три месяца. Ткачи же думали, что он будет существовать вечно…

Совет [старый] собрался вместе с … братствами (т.е. с другими цехами)…Они стали советоваться друг с другом…как им свергнуть эту власть. Совет и другие выдвинули предложение разбить цех [ткачей] в уличном бою и всецело подчинить его себе…Они столкнулись, и произошел большой бой…

Господа со своим знаменем и братством ходили по улицам и хватали ткачей силой; но они нашли немногих: ткачи обратились в кротов и залегли под землей. На другой день городские власти проследовали с братствами и городским знаменем вверх по Проточной улице с трубами и флейтами, и за ними следовало много благонамеренных людей, и, где только они могли схватить ткачей, они убивали их тут же на улице. Они отыскивали их и в их домах, в церквах и в монастырях; они не щадили никого, ни старого, ни малого. Зазвонили в колокол у св. Марии. Тогда началось бегство: все, кто мог бежать, бежали.

Страницы: 1 2

Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений
Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать поли ...

Учения средневековых юристов
Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право ("глосса" — замечание, пояснение). В споре императоров и церкви легисты-глосс ...

Последняя жертва на алтарь свободы
Парализованная внутренними и внешними противоречиями, Индия бездействовала. Освободительное движение, все усилия которого растрачивались на бесплодные переговоры, межпартийные дискуссии и осуществление мелких и символических политических акций, казалось надломленным. Обреченность и пассивность в умонастроениях людей разъедала столь доро ...