Средневековая европейская цивилизация
Страница 1

Историческая летопись » Западная цивилизация » Средневековая европейская цивилизация

Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Идея «универсальности» – одна из осевых идей средневекового сознания. Все общество средних веков пронизано «универсальными» отношениями, т.е. общими для всего культурного пространства западно-христианского мира. «Универсальна» католическая церковь с ее единой догматикой, единой организацией, единой практикой богослужения и единым сакральным языком – латинским. «Универсален» «феод» как тип социальной связи, повсюду воспроизводивший одни и те же иерархические формы господства и подчинения, покровительства и служения. К «универсальности» устремлялось средневековое образование, «семь свободных наук» которого должны были объять все сферы проявления мира как предначертания плана грядущего спасения. Тягой к «универсальности», т.е. к полной самодостаточности, ненуждаемости ни в каких дополнениях проникнуты «Суммы знаний» и «Энциклопедии» средневековых схоластов, не говоря уж о знаменитом споре об «универсалиях» и «номиналиях.

Правовой основой средневековой цивилизации Запада является договор, обозначавшийся понятием «feodum». Здесь следовало бы освободиться от упрощенного понимания «феода» только как земельной собственности. «феод» – в первую очередь «союз», заключавшийся между двумя сторонами, со взаимными правами и обязанностями, с обоюдной ответственностью; «договор», заключавшийся публично, в присутствии свидетелей, нередко оформлявшийся грамотой, но даже и без письменной фиксации приобретавший нерушимый характер в силу сакральности самого ритуала, которым сопровождалось его заключение. Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим.

Эмблематическим выражением средневековой цивилизации является город с характерными для него стенами и башнями, гербами и штандартами. Средневековый город представляет собой качественно новое образование по сравнению с древним. Средневековый город отличался прежде всего концентрацией неаграрного населения, именно торгового и ремесленного. Его доходы складывались не от земледельческого хозяйства, как в древности, но от ремесла и торговли. Далее, город только в средние века обрел полный суверенитет, самоуправление и саморегуляцию экономики, расширил права и свободы граждан, сформулировав принцип «Die Luft macht frei» – «городской воздух делает свободным», предоставляя свободу каждому, кто прожил в пределах городской черты 1 год. Наиболее быстрыми темпами процесс урбанизации протекал на севере Италии и Франции, где к XV в. уровень городского населения составил 50 %. Факторами средневековой урбанизации стали углублявшееся общественное разделение труда, отделение ремесла от земледелия, расширявшийся внутренний и внешний торговый обмен, оформление феодальной государственности, опиравшейся на города и предоставлявшей им свободы.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI в. Сложились три сословия:

оratores (молящиеся), т.е. духовенство;

bellatores (сражающиеся), т.е. рыцарство;

Страницы: 1 2 3

Цех как форма организации ремесла в средневековом городе. Причины возникновения цехов
Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей". Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-мар ...

Введение.
XVII столетие в истории нашей страны - одна из переломных эпох отечественной истории. Это время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма. Несмотря на пристальный интерес к XVII веку, его серьезное исследование в исторической науке началось довольно поздно. Правда, уже историки XVIII ...

Север
В августе 1945 года в Северной Корее было установлено "Советское гражданское управление". В феврале 1946 было сформировано временное правительство (Северокорейский Временный Народный Комитет) во главе с Ким Ир Сеном. Советские войска покинули полуостров в 1948 году. В стране происходила поляризация политических сил. Как в Сев ...