Средневековая европейская цивилизация
Страница 2

Историческая летопись » Западная цивилизация » Средневековая европейская цивилизация

laboratores (работающие), т.е. горожане.

Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью, в дальнейшем, к XV в., наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60 – 70-е гг. XII в. они назывались кортесы. В Англии возникновение парламента восходит к англосаксонской традиции съезда вассалов на совет к верховному сеньору, королю, которые происходили 2 раза в год: весной – после Пасхи и осенью – после Рождества Богоматери.

Во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый. В Германии с XIII в. стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг.

Принято считать, что средневековье отличает натуральное хозяйство. Но это не совсем так. Господство натурального хозяйства характерно для раннего средневековья, для времени V–XI вв. В дальнейшем с образованием городов утвердились рынок и товарно-денежные отношения. Особенностью товарно-денежных отношений в XI–XV вв. был практикуляризм, т.е. существование самостоятельных денежных единиц, мер измерения для каждого города, обладавшего самоуправлением, для каждой земли, сеньор которой обладал суверенитетом и был сюзереном; было характерно существование таможенных барьеров. Наряду с этим можно заметить тенденции унификации денежных, счетных и измерительных единиц на уровне королевств, что было вызвано процессами формирования национальных государств в XV в.

Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога.

Уже в V–VI вв. сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (+524 г.) и Кассиодор (485–578 гг.). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. В XI в., с образованием городов, возникли частные городские школы, в которых обучали практическим знаниям. Учителя таких школ подвергались критике за введение платы, поскольку знания считались даром Божиим, не подлежащим купле-продаже. В XII в. на основе церковной системы семиступенчатого образования и частных городских школ стали создаваться университеты.

Основывали их императоры, короли с согласия и под контролем католической церкви. Первым университетом был Болонский – 1159 г., вторым – Парижский – 1160 г., третьим – Оксфордский – 1167 г.

Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания.

Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII в. в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV в. появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 г. В XIV в. было создано огнестрельное оружие. В 1346 г. первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV в. была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2–4% углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода.

В середине XV в. Иоганн Гутенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации.

Страницы: 1 2 3

Польша во второй половине XVII-XVIII вв.: политическое развитие.
Новая в политическом отношении эпоха в истории Речи Посполитой началась после смерти Сигизмунда II Августа, на котором оборвалась династия Ягеллонов. Краткое правление Генриха III Валуа означало торжество режима “шляхетской демократии”. Попытки проабсолютистски настроенного Стефана Батория укрепить королевскую власть ни к чему, по сути, ...

Высадка американских войск в Ю.Корее
Спустя месяц после капитуляции Японии, в сентябре 1945 года, армия США высадилась на территории Южной Кореи. Это крайне осложнило политическую обстановку. Вместо содействия демократическим силам в подготовке создания независимого корейского государства, что предусматривалось Каирским и Потсдамским соглашениями, американские войска начал ...

Царь Иван Грозный. Формирование личности
Великий князь Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года. Его отцу, Великому князю Василию Ивановичу было в то время более пятидесяти лет. Он с большим церемониалом крестил сына Ивана в Троице – Сергиевом монастыре, а через год после его рождения в день его ангела «Иоанна – Усекновение главы», 29 августа 1531 года, торжественн ...