Три года во главе с Фаворским
Страница 1

Историческая летопись » О месте и роли наследия ВХУТЕМАСА » Три года во главе с Фаворским

Во главе ВХУТЕМАСа на протяжении десяти лет его существования стояли, последовательно сменяя друг друга, три ректора: Е. Равдель (1920 - 1923гг.), В. Фаворский (1923 - 1926гг.), П. Новицкий (1926 - 1930гг.). Личность ректора не могла не влиять на общую направленность работы ВХУТЕМАСа, на выделение приоритетных целей и задач, на структуру учебного заведения, на состав его преподавателей и др.

Рассвет ВХУТЕМАСа, по мнению исследователей, относится к периоду, когда во главе стоял В. Фаворский. При Фаворском Основное отделение заняло в структуре ВХУТЕМАСа важное положение. Два года все студенты обучались общехудожественным дисциплинам, что, разумеется, способствовало цементированию этого комплексного учебного заведения. Но в самом содержании преподавания общехудожественных дисциплин за годы ректорства Фаворского произошли существенные изменения.

Процесс становления первого варианта пропедевтических дисциплин шел по восходящей линии до 1922 - 1923 учебного года. Затем создатели трех дисциплин ("Объем", "Графика", "Цвет") покинули Основное отделение, и преподавание этих дисциплин существенно изменилось. Изменилась сама направленность преподавания. Вместо построения оригинальных композиций на базе отвлеченных первоэлементов, казалось бы, все те же простейшие фигуры и объемы стали лишь неким вводным курсом к собственно общехудожественным дисциплинам, где главное место занимали рисунок, живопись и скульптура.

В Основном отделении наиболее разработанной была дисциплина "Пространство", зародившаяся на Архитектурном факультете и руководимая архитекторами.

Дисциплина "Пространство", единственная в годы ректорства Фаворского продолжала успешно развиваться и совершенствоваться, превращаясь в методический стержень Основного отделения и сохраняя при этом все лучшие черты первых пропедевтических дисциплин, включая активную формообразующую и стилеобразующую роль.

Чем же объясняется такая устойчивость именно этой пропедевтической дисциплины?

Во-первых, в старой художественной школе среди общехудожественных дисциплин не было предмета, заимствованного из архитектуры. Живописцам, скульпторам, театральным декораторам и другим специалистам преподавали историю и композицию архитектуры, но именно как архитектуру. Им было необходимо знать архитектуру как смежное искусство. Рисунок, живопись и скульптура преподавались в художественной школе и как общехудожественные дисциплины, а не только как смежные искусства. Архитектор рисовал обнаженную натуру, чтобы повысить свое общехудожественное мастерство.

Сторонники архитектурного авангарда на рубеже 1910-х - 1920-х годов, предлагая новые концепции формообразования, естественно вышли на методику первоначального обучения студентов, рассматривая ее как внутриархитектурную пропедевтику. Во ВХУТЕМАСе боролись две такие формообразующие концепции - психоаналитический метод Ладовского, внедрявшийся в Обмасе, и теория построения архитектурных организмов И. Голосова, внедрявшаяся в мастерской, руководимой И. Голосовым и К. Мельниковым. Методика Ладовского оказалась более четко проработанной и содержала такой формообразующий потенциал, что привлекла внимание других факультетов.

Страницы: 1 2

Появление лошади
Появление лошади на североамериканском материке привело ко многим изменениям в жизненном укладе индейцев. Культурологические наблюдения показывают, что с распространением лошади связана совершенно нетипичная ситуация для процесса обычного внедрения культурных инноваций. В этом смысле решающую роль играло резкое усиление (благодаря появл ...

Б. А. Тураев как религовед
Больше всего Тураева интересовало в истории древнего Востока история культуры древневосточных обществ в ее самых разнообразных достижениях и духовная жизнь народов древнего Востока, и в первую очередь их религия, с которой в те отдаленные от нас времена так или иначе были связаны и другие аспекты духовной жизни. в своих трудах Б. А. Тур ...

Вьетнамо-французское соглашение от 6 марта 1946 года
В присутствие английских, американских и китайских наблюдателей в Ханое были подписаны предварительные вьетнамо-французское, а также дополнительный протокол к нему. Соглашение содержало признание ДРВ как свободного государства, имеющего свой парламент, армию и финансы. Вместе с тем ДРВ была вынуждена вступить во французский союз и в Инд ...