Чешские земли в период Тридцатилетней войны
Страница 5

Историческая летопись » Чехия в конце XIV - начале XVII в. » Чешские земли в период Тридцатилетней войны

Но феодальные землевладельцы были не единственными угнетателями крестьянства. Постоянно увеличивались государственные налоги, росли и требования католической церкви. Такая эксплуатация крестьян вызывала в некоторых областях восстания, особенно частые в период с 1621 по 1628 г. Но локальные выступления плохо вооруженных крестьян легко подавлялись войсками.

В результате Тридцатилетней войны в Чехии произошли демографические изменения. Люди гибли от голода и эпидемий, часто заносимых в страну войсками. Кроме того, после 1620 года, в результате белогорского поражения, из страны ушли в эмиграцию десятки шляхетских и мещанских семей из страха перед расправой за участие в восстании. Во второй половине 20-х годов, после издания антиреформационного патента, последовала вторая, более мощная волна эмиграции. Тайно уходили многочисленные крестьяне евангелического вероисповедания, не желавшие отрекаться от своей религии. После Вестфальского мира опять усилилась борьба против некатоликов, и в 50-е годы многие из них эмигрировали. В целом чешские земли оставило несколько тысяч мещанских и крестьянских семей, точно число эмигрантов определить невозможно. Чешские евангелисты нашли убежище в Саксонии, Бранденбурге и других немецких государствах, некоторые обосновались в Силезии, Словакии, Польше, Пруссии. Рассеянные по всей Центральной Европе, чешские эмигранты сохраняли однако сознание принадлежности к своей родине. Но во втором – третьем поколении они все же, как правило, сливались с местной средой.

Общее количество утраченных Чехией людей учету не поддается, так как статистики не существовало. Наиболее осторожные историки считают, что убыль населения составила не более четверти, другие называют одну треть.

Культурная ситуация в чешских землях оказалась крайне неблагоприятной для развития национального элемента. Вскоре после Белогорской битвы в Чехию возвратились иезуиты. В 1623 г. возникла чешская провинция этого ордена, и по всей стране стали создаваться иезуитские учреждения – резиденции ордена и его школы («колейи»). До 1653 г. в чешской провинции действовали 23 иезуитских школы, Правительство поручило иезуитам цензуру всей издававшейся литературы и контроль над типографиями. В марте 1622 г. все магистры-некатолики должны были оставить Пражский университет, который в ноябре того же года был передан иезуитскому ордену. Иезуиты объединили Пражский университет с Клементинской иезуитской коллегией и полностью подчинили высшее образование своим целям. Также и другие монашеские ордена – премонстранты, капуцины и другие – усилили свои позиции в чешских землях, увеличили численный состав соответствующих монастырей, стремились приобрести земельные владения. Венское правительство понимало, что рекатолизация Чехии и Моравии, где некатоликов было свыше 90%, потребует много времени, и действовало постепенно. Первый удар был нанесен некатолическим священникам, которых в течение 1621–1622 г. изгнали из страны. В 1624 г. католичество было провозглашено единственной допустимой в стране религией, так что жителям городов и деревень Чехии и Моравии запрещалось исповедовать всякую некатолическую веру. Во главе католической церкви встал новый архиепископ, избранный в августе 1623 г., воспитанник иезуитских школ Арношт граф из Гарраха. Церковь заместила городские приходы католическими священниками. Королевские городские рихтаржи тщательно следили за тем, чтобы некатолики не проникали в состав городских и цеховых советов. В 1627 г. правительство издало патент, предписывавший всем шляхтичам перейти в католическую веру или в течение шести месяцев продать свое имущество и покинуть Чехию. Большинство чешской и моравской шляхты отреклось от своей первоначальной веры и перешло в католичество, но десятки семей и многие отдельные лица решили эмигрировать. В целом в 1628 г. из Чехии ушло несколько сот человек – представителей шляхты. Вместе с тем, уходило и много подданных мещан и евангелических проповедников, которые жили под охраной некатолической шляхты. Среди них был и Ян Амос Коменский. Также и многие крестьяне тайно уходили из страны. Это обстоятельство вызвало протест части католической шляхты против насильственной рекатолизации, так как бегство подданных мещан и крестьян лишало феодалов рабочей силы и, следовательно, доходов. Поэтому в дальнейшем была взята линия на проведение идеологических форм рекатолизации. Была создана сеть городских и сельских школ, проводилась миссионерская деятельность, основное внимание обращалось на воспитание молодежи. Так в течение нескольких десятилетий удалось окатоличить шляхту, большинство горожан и часть крестьянства, особенно молодого поколения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Казахстан в эпоху каменного века
Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и ...

Историография Крымского ханства в XVIII веке.
Крупным исследователем в области возникновения Крымского ханства и генеалогии ханов в XVIII веке был турецкий историк Ахмед ибн Лутфаллах родом из Солоник, написавший фундаментальный труд на арабском языке «Джами ад-дувал» («Собрание династий»), который был переведен на турецкий язык в 1720-1730-х годах., и назван «Саха'иф ал-ахбар» («Л ...

Ликвидация национального гнета
Ликвидация национального гнета, порабощения нерусских народов, враждебности и отчужденности между народами являлась одной из неотложнейших задач Советского государства, которое по природе своей глубоко интернационально и заинтересовано не в разобщении народов, а в их объединении и сплочении. «Мы властвуем, не разделяя, по жестокому зако ...