Чешские земли в период Тридцатилетней войныСтраница 6
Рекатолизация Чехии нанесла большой урон национальной культуре. В предбелогорский период культура Чехии вырастала из европейского гуманизма и ренессанса, опираясь на реформационную идеологию. Католическая церковь, овладевшая в побелогорский период школой и типографиями, сделала невозможной публикацию сочинений, где выражались взгляды, отличные от официальной церковной идеологии. Непосредственный контакт с добелогорским культурным развитием поддерживала лишь часть интеллигенции и эмиграция творческого толка. Так чешская культура разделилась на две ветви: официальное направление, служившее католической идеологии и интересам господствующих кругов, и направление, продолжавшее добелогорские традиции. Но эта последняя ветвь не имела перспектив и постепенно отмерла. В первые послебелогорские годы (до 1628-го) в Чехии еще писал свои сочинения Ян Амос Коменский. В 1626 г. закончил свою хронику Микулаш Дачицкий из Геслова. Но наиболее важные сочинения, продолжавшие традиции добелогорской письменности, создавали эмигранты – Павел Скала из Згоры, Павел Странский и другие. В Чехии же литературное творчество оказалось в руках иезуитов и превратилось в инструмент контрреформационной пропаганды. В ней преобладали религиозные сюжеты, и официальная литература, во многом ориентированная на тематику, близкую к городской и сельской народной массе, в значительной мере продолжала традицию средневекового церковного творчества. Оживился культ религиозной мистики – легенды о жизни и мучениях святых внушали читателям веру в чудеса. Идейный и художественный уровень этой литературы был весьма низок. Более действенным средством воспитания народных масс было изобразительное искусство в духе патетического барокко, зародившегося в Италии. Церковные институции, приглашавшие художников строить и украшать храмы, побуждали творцов подчеркивать религиозное содержание произведений искусства и выражать идейные принципы церкви. Также и светские феодалы строили свои дворцы в раннебарокковом стиле. Классическим примером таких сооружений является сохранившийся до нашего времени замок Альбрехта Валленштейна. Этот обширный дворец на пражской Малой Стране с садом, манежем и другими элементами вырос в 1623–1630 годах.
Эта выдающаяся личность внесла огромный вклад не только в чешскую, но и в мировую культуру. Коменский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице у Угерского Брода, получил образование в братских школах, а затем в кальвинистских университетах в Герборне и Гейдельберге, после чего преподавал в братских школах в Пржерове и Фульнеке. После белогорского поражения Коменский, как священник Общины чешских братьев, в 1628 г. эмигрировал в польский город Лешно. В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса Коменский мечтал о совершенствовании общества через нравственное воспитание. В этом он видел задачу педагогики и еще в добелогорский период выработал программу реформы школы. Свои соображения по этому поводу он изложил в нескольких сочинениях, прежде всего – в знаменитой «Великой Дидактике» (издана в 1657 г.), подчеркивая и развивая положительный опыт современных школ. Многие принципы Коменского, особенно требование наглядности в обучении, учета умственного развития детей в зависимости от возраста, необходимости нравственного воспитания молодежи обогатили современную педагогику и не утратили своей ценности до наших дней. Коменский создал новую педагогическую систему и своими прогрессивными взглядами на воспитание достиг европейской известности. Его приглашали для устройства школ в Англию, Швецию, Венгрию. После пожара в Лешно в 1656 г., когда сгорела значительная часть его рукописей и уже разработанных сочинений, Коменский поселился в Амстердаме. Европейской известности он достиг прежде всего своими учебниками по языкам – «Открытая дверь языков» (1631) и «Чувственный мир в картинках» (1658). Разрабатывал Коменский и проблемы перевоспитания общества и исправления общественных порядков. Он никогда не забывал о своей родине, стремился с помощью европейских политиков, особенно шведских, повлиять в 40-е годы XVII в. на решение чешского вопроса, не понимая впрочем, что возрождение добелогорских порядков в создавшейся ситуации нереально. Свое разочарование результатами Вестфальского мира он выразил в сочинении «Завещание умирающей матери Братской общины» (1650). Одним из важнейших сочинений чешской литературы той эпохи является произведение Коменского «Лабиринт света и рай сердца» (1623). Здесь в аллегорической форме изображена картина современного мира в общества и предложен путь к исправлению, который Коменский видел в «соединении человека с Богом». Как и другие философские сочинения Коменского, «Лабиринт» проникнут глубокой религиозностью. Именно религиозные убеждения Коменского помешали ему последовательно защищать сенсуализм и эмпиризм, так что его взгляды во многих отношениях отставали от прогрессивных течений современной ему европейской философии. Но его педагогическое творчество обогнало эпоху.
Формирование новой государственности. Ликвидация Советской
власти
Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы – Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей Президе ...
Викинги и Русь
Тема викинги и Русь имеет для нас принципиальное значение,так это прежде всего история зарождения нашей государственности.
В рамках данной работы мы не будем рассматривать подробно спор норманнистов и антинорманнистов, эти два течения существуют уже несколько столетий и ,что то принципиально новое мы врят ли откроем. Но нас интересует ...
Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства Борисом широкое распространение получили слухи о том, что царевич Дмитрий жив, «чудесно спасшийся в Угличе». Этим слухом и воспользовались авантюристы. В 1602 году в Литве появился человек, который выдавал себя за убитого царевича Дмитрия. В своей беседе с польским магнатом Адамом Вишневецким поведал, ...