Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к железу).
Страница 1

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к железу).

Последний период эпохи бронзы в истории культуры закавказских стран, в частности Азербайджана, известен как переходный от бронзы к железу. Он приурочивается к началу I тысячелетия до н.э.

Появление железа внесло существенные изменения в жизнь человеческого общества. Из нового, очень твердого металла изготовлялись более прочные орудия и оружие, чем из бронзы. Вошли в быт железный топор, лопата, кирка для расчистки лесов под пашни, для проведения оросительных каналов с целью освоения новых участков под земледельческие культуры. Все это способствовало повышению производительности труда. Таким образом, железо позволило человеку изготовлять усовершенствованные орудия и оружие такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов[44]. Ручную мотыгу заменили деревянной сохой с железным лемехом, благодаря чему возделываемые площади расширились. Обработка этих земель требовала огромного числа рабочих рук, что создавало условия для применения труда рабов и ведения рабовладельческого хозяйства.

Именно в это время, как предполагает Б.Б. Пиотровский, завершается определений период древнейшей истории Закавказья, представленный богатыми и своеобразными памятниками, характеризующими культуру эпохи бронзы. Создаются предпосылки для срастания племен, входящих в союзы, в нечто целое, предпосылки для образования народов, связанных общим языком и общей культурой. С этого периода Закавказье стало переживать новую стадию развития общества[45].

В родовом строе Азербайджана начинают происходить изменения. Благодаря улучшению орудий труда и росту их производительности уже отдельная семья имела возможность обеспечить себя продуктами питания, жильем, одеждой и т.п. Из рода постепенно выделяются семьи, которые заводят обособленное от него, самостоятельное хозяйство. Если род или семья занимали плодородный участок или хорошее пастбище, то благодаря новым орудиями они получали обильный урожай, что быстрее увеличивало поголовье скота, и в результате становились богаче других родов и семей.

Внутри рода и между отдельными родами и племенами стало уже заметно различие в экономической обеспеченности.

Увеличение производительности повело к дальнейшему разделению труда. Из земледельческих и скотоводческих племен и родов древнего Азербайджана стали постепенно выделяться семьи, которые занимались изготовлением гончарных изделий, тканей из шерсти и растительного волокна, орудий труда и оружия из бронзы и железа, обработкой шкур и кож. Ремесло начало отделяться от земледелия.

Равенство членов рода и племени постепенно начало исчезать. Усовершенствованием орудий производства и увеличением производительности труда были созданы условия для получения прибавочного продукта. Это послужило экономической основой для возникновения эксплуатации и классов. Богатые члены рода стали вооружаться лучше других. Они выделились из числа остальных членов рода и племени и захватили лучшие земли и пастбища. Начались столкновения между племенами и родами. Пленников теперь не убивали, а обращали в рабов и использовали в основном в скотоводческом и земледельческом хозяйстве, а также в других отраслях производства. Начался процесс формирования классов. Для защиты от врагов крупные населенные пункты ограждались мощными стенами с башнями и бойницами. В некоторых местах, особенно в горных районах, эти укрепления носили характер циклопических сооружений. Таким образом, железо создало новые орудия производства и оружие, а вместе с тем и новую эпоху.

«. . Вместе с изменением и развитием орудий производства изменялись и развивались люди, как важнейший элемент производительных сил, изменялись и развивались их производственный опыт, их навыки к труду, их умение пользоваться орудиями производства.

В соответствии с изменением и развитием производительных сил общества на протяжении истории изменялись и развивались производственные отношения людей, их экономические отношения»[46].

Выделение родовой верхушки, возникновение социального неравенства обусловили образование религиозных представлений, в которых общественные отношения отразились неправильно, искаженно, в фантастическом виде, в окружении духов, богов, сверхъестественных сил. При появлении социального неравенства люди стали считать, что духи так же господствуют в природе, как родоплеменная знать в обществе. Из богатых членов рода выделялись жрецы, руководившие религиозными церемониями.

Поклонение солнцу, луне, огню и дереву в этот период в Азербайджане было наиболее распространенными культами. Наряду с захоронением покойников, появилось и сжигание трупов на больших кострах из «священного» дерева. Исследование углей, извлеченных из могил, где обряд похорон сопровождался трупосожжением, выяснилось, что эти угли образовались от сжигания дерева «арчан» (можжевельник – Iuniperus L.).

Страницы: 1 2 3 4

Культура неолитической эпохи.
Наряду с описанными древнейшими остатками человеческой жизни на территории Европейской России, частью в диллювиальных слоях, а частью в аллювиальных, найдены были остатки, характеризующие дальнейшее развитие этой жизни, — переход к более совершенным формам быта. В 1876 году профессором Антоновичем были открыты в лёссе около Кирилловског ...

Однако существенных перемен не происходило.
По итогам 1993 г., национальный доход сократился на 14 %, промышленное производство упало на 25 %, сельскохозяйственное - на 5,5 %. Рос дефицит государственного бюджета, Россия продолжала брать внешние займы, рубль падал, цены поднимались, а материальное положение населения ухудшалось. Летом 1994 г. было заявлено о новом этапе экономич ...

Христианство на Руси в 882-912 гг.
В 882 г., согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Город был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей — Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в Киеве. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В. И. ...