Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к
железу).Страница 2
Предполагают, что в древние времена топливом для разведения костров при трупосожжении служила древесина арчана. Это дерево в Азербайджане издавна считалось священным. Насаждения арчана на кладбищах, употребление больными его сока, окуривание шелковичных червей его дымом и т.д. несомненно, являются пережитками культа этого дерева, который существовал в Азербайджане в далеком прошлом[47]. Почти такое же культовое значение имело и дерево «дағдаған» (каркас кавказский – Celtic caucasica Will.).
Чем больше развивалось социально-экономическое неравенство, тем больше отличалась жизнь вождей и знати от жизни рядовых членов рода. Это различие было заметно и в погребениях. Вождей племени хоронили в больших могилах, куда клали много орудий, домашней утвари, оружия и даже убитых рабов и лошадей.
Экономическое состояние населения, общественная жизнь и культура этого периода характеризуются памятниками последней стадии Ходжалы-Кедебекской и Нахичеванской культур.
Теперь над могилами родоначальников, вождей племени других знатных лиц сооружались большие земляные курганы. Высота курганной насыпи зависела от того положения, которое покойный занимал в обществе. В похоронных процессиях участвовало огромное количество людей. Каждый из них насыпал на могилу какое-то количество земли, вследствие чего над могилой образовывался холм, иногда достигавший 15-20 м высоты. Наряду с погребениями типа каменных ящиков строились большие могилы, площадью приблизительно 6Х3 м, со стенами, выложенными сухой кладкой из больших камней. Могильную камеру сверху перекрывали толстыми бревнами, на них насыпали речной булыжник до 3-4 м высоты. В районе распространения Нахичеванской культуры стены подобных могил были сложены из колотых камней на глинистом растворе, а сверху перекрывались большими каменными плитами. Могильный инвентарь отличался обилием глиняных сосудов, более усовершенствованными бронзовым оружием, изящными украшениями из бронзы и железа (браслеты, кольца, серьги и т.п.).
Попадались и железные наконечники стрел и копий. На Ходжалинском курганом поле в одной из могил с булыжной насыпью, датируемой VIII в. до н.э., была найдена агатовая бусина с клинописью – именем ассирийского царя Ададнирари[48].
Кроме курганных погребений, для переходного периода и начала эпохи железа характерны грунтовые могилы со скорченными и вытянутыми человеческими костяками. Подобный тип могилы выявлен в Ширване, левобережной части низменности р. Куры и предгорьях Большого Кавказа. Помимо человеческого скелета и костей животных, здесь находиться могильный инвентарь, состоявший из бронзовых и железных изделий, пастовых и сердоликовых бус и некоторых мелких предметов, привезенных из разных стран.
Большое значение для изучения данного периода имеет так называемая Муганская культура. Памятники ее обнаружены в местности Узунтепе, близ с. Новоголовка в Астрахан-Базарском районе. Названная культура пока мало изучена[49]. Отдельные предметы, тождественные узунтепинским, например, некоторые глиняные сосуды, бронзовые кинжалы, ножи, набалдашники, наконечники стрел, большие вилы, много сердоликовых и пастовых бус были найдены в переделах Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. По форме и орнаменту эти вещи имеют большое сходство с предметами, обнаруженными в Узунтепе. Кроме того, многие элементы Ходжалы-Кедебекской и Нахичеванской культур, характерные не только для северных районов Азербайджана, но и для Закавказья, ясно выражены и на глиняных сосудах и бронзовых изделиях из Узунтепе. Это обстоятельство, а также связь узунтепинских материалов с культурой южных стран, свидетельствуют о ближайших торговых и культурных взаимоотношениях Азербайджана с другими странами.
Этому помогало географическое положение, природные богатства и климатические условия Азербайджана. Следует особо отметить тот факт, что Азербайджан находился на таком «мосту», как Кавказский перешеек, который соединял север с югом и восток с западом. Благодаря такому положению культуры народов ряда стран приходили в соприкосновение друг с другом именно на территории Азербайджана, а народы, населявшие его, не оставались вне сферы их влияния. Народы Азербайджана участвовали в продвижении этих культур в разных направлениях и восприняли немало хороших и ценных элементов.
Таким образом, весь приведенный археологический материал, все дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что Азербайджан в первобытно-общинную эпоху являлся страной высокой самобытной культуры, которая развивалась на местной основе, в тесном взаимодействии с культурами соседних народов. Именно в Азербайджане, ставшем одним из очагов древней цивилизации, возникло – одним из первых на Востоке, вслед за другими странами – государственное образование – держава Мидия.
Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи. Сельское хозяйство
Месопотамия (а в переводе на наш язык - Междуречье ), расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Мес ...
Социальные последствия форсированного перехода к
рыночной экономике
В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества[6].
Первое послед ...
Англо-иранское сближение во время русско-иранских войн
первой трети XIX века
В конце января - начале февраля 1800 г. миссия Малькольма, насчитывавшая, по сообщению русского консула Скабичевского, около тысячи человек, прибыла в Бушир [35, с.68]. Четыре месяца пребывания в этом порту Малькольм посвятил изучению истории и стратегического положения Персидского залива. Члены миссии разъезжали по всему району, собира ...