Общественно-политические процессы в Италии. «Красное  двухлетие».
Страница 1

Историческая летопись » Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы » Общественно-политические процессы в Италии. «Красное  двухлетие».

Государственное устройство Италии в начале XX в. представ­ляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убий­ства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900—1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных госу­дарств. Однако конституционно-правовая, административная и военная структуры государственного аппарата Италии базирова­лись на более отсталом, а следовательно, более слабом южноевро­пейском варианте социально-экономического развития. В начале века итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства. Интересы различных слоев крупной, средней и мелкой буржуазии выражали политические группиров­ки либералов, радикалов, республиканцев, демократов и др. Пест­рая мозаика их комбинаций в парламенте не обеспечивала ни од­ной из них необходимого политического авторитета. Массовой партией оставалась Итальянская социалистическая партия, создан­ная в 1892 г. Кроме того, в Италии существовало три общенацио­нальных профцентра: возникшая в 1906 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), занимавшая ведущие позиции и находившаяся под влиянием социалистов; Конфедерация католических профсоюзов и организованное в 1913 г. Анархо-синдикалистское объединение[1, C. 53].

Для политической культуры Италии характерно устойчивое вли­яние конфессиональной традиции. В конце XIX в. именно под воз­действием конфессионализма произошло разделение на светскую и католическую части общества, Церковь выступала против объеди­нения страны, отчуждала часть населения от государства, способство­вала распространению «клиентелизма». Начало XX в. принесло не­которые перемены: в 1905 г. Ватикан снял запрет на участие католи­ков в политической жизни, им было разрешено голосовать на выборах, причем, как правило, против «безбожных» социалистов.

Размах забастовочного движения начала века подтолкнул пра­вящие круги Италии к необходимости использовать в социальной политике, помимо насилия, иную тактику. Политической фигурой, внедрившей либеральные методы в политическую практику, стал Джованни Джолитти. Лидер Либеральной партии Джолитти (1842—1928) стал видным государственным деятелем Италии, за­нимал ответственные посты в различных правительствах и 5 раз становился премьер-министром[1, C. 61]. В 1902 г. по его инициативе были приняты законы, составившие базу социального законодательства: об ограничении рабочего дня для детей и женщин, о воскресном выходном дне, об обязательном страховании производственного травматизма, признавалось право рабочих и служащих на забастовки и организацию профсоюзов. Для решения трудовых конфлик­тов создавались третейские суды, для сокращения безработицы использовались общественные работы, поощрялось и субсидиро­валось кооперативное движение. Из представителей профсоюзов, предпринимателей и правительства был сформирован Нацио­нальный совет труда. Для укрепления контроля над рабочим дви­жением Джолитти даже предлагал лидерам социалистической партии войти в правительство.

На исходе первого десятилетия XX века «эра либерализма» Джолитти начала клониться к закату: экономические трудности и социальная борьба плохо поддавались либеральному лечению. Было решено прибегнуть к более эффективному средству — «силь­ной и смелой» внешней политике. В 1910—1911 гг. активизирова­лось националистическое движение, которое пропагандировало войну как средство «возрождения» нации и призывало к захватам территорий Северной Африки, Балкан и Малой Азии. В Северной Африке Италию давно привлекали Тригюлитания и Киренаика - области в Ливии, входившие в Османскую империю, обладание ко­торыми усилило бы позиции Италии в Средиземноморье. Римский банк, связанный с Ватиканом и имевший интересы в Триполитании, стал одним из спонсоров ее захвата. Правительство Джолитти в сен­тябре 1911г. объявило войну Турции, преследуя цель захватить Ли­вию. Через год был заключен мир, в результате которого Ливия ста­ла итальянской колонией. Ливийская война вызвала как эйфорию национализма, так и акции протеста, но, главное, она ухудшила эко­номическую и социально-политическую ситуацию в стране, а вско­ре Италии пришлось решать вопрос об отношении к мировой войне.

Страницы: 1 2 3 4

Политико-правовые идеи Реформации
Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Реформация была направлена на восстановление в изначальной чистоте христианской рел ...

Культ Шан-ди
В современном Китае существует множество религий: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространёнными из них традиционно считаются «три религии», или, как их ещё называют, «три учения» – конфуцианство, даосизм и буддизм. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба. «В представлен ...

Сближение княжеств с частными вотчинами.
Мы рассмотрели взаимные отношения князей северо-восточной Руси в удельную эпоху. Взглянем теперь на отношения их к своим владениям, к территориям княжеств и жившему на них населению. Князья, как мы видели, остались в северо-восточной Руси единственными хозяевами, господами в своих княжествах. Вследствие всеобщего обеднения страны и нево ...