Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей
Страница 3

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей

Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I, характеризуется возвращением к порядкам её отца в области политики, экономики и образования. 25 января 1755 года состоялась публичная торжественная инаугурация Московского университета («создание университета…говорит о завершении образования русской нации»), чему во многом поспособствовал сам Ломоносов. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских ученых, которые последовательно вели нелегкую борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры, настаивали на величии и могуществе русского народа и языка. Видны попытки противостояния средневековой педагогике, построенной на устрашении ребенка, подавлении его личности, механической зубрежке, обращение к «естественному воспитанию», раскрывающему природные добрые свойства человека. После смерти Ломоносова университет практически прекратил свое существование.

Царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии, поклонник прусской муштры, говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. Его шестимесячное царствование поражает обилием принятых государственных актов, порядком 192 указа, большей частью они были направлены на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. Вопросы образования занимали отстающие позиции в политике Петра III.

Екатерина II продолжает политику Петра в области образования, стремясь просвещение русского общества поднять на недосягаемо высокий уровень, сделать обучение неотъемлемой частью народа. Во времена правления Екатерины II была предпринята попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений для возможности господствовать над умами и душами подданных. В 1764 году была открыта Академия художеств, воспитательные дома в Москве (1764), в Петербурге (1770), Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764), отделение для мещанских девиц (1765), коммерческое училище (1772), каждое из которых имело свой устав, в которых явно прослеживалось преимущество «благонравия» над просвещенным разумом, но в действительности преподаватели продолжали бесчинствовать и оскорблять детей. В Академии художеств, на которую И. И. Бецкий (фаворит Екатерины в области образования) возлагал небывалые надежды творился такой же беспорядок, но она дала России многие таланты Е. Чемесова, И. Старова, Ф. Шубина, М. Козловского и других.

В XVIII веке мысль о среднем женском образовании воплотилась в образовании Смольного института, где и дворянок и мещанок обучали благонравию, скромности, музыке, стихотворству, домашней экономии и другим возвышенным идеям, правда в реальной жизни они были порой беспомощны и беззащитны.

В 1782 году Екатерина II при поддержке Ф. И. Янковича де Мириева воплощает в жизнь школьную реформу, на основании которой в городах создаются «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Меняются методики преподавания, теперь главное для человека – чистая совесть, здоровье и довольство своим состоянием посредством исполнения своих общественных обязанностей, беспрекословная вера в императрицу и почитание Бога. Основные принципы познания этих истин были заложены в книге «О должностях…», опубликованной в 1783 году в двух вариантах: для учащихся (189 страниц) и для учителей (250 страниц). Было положено начало классно-урочной системе, обучение было раздельным для юношей и девушек, телесные наказания запрещались, появляются первые пособия по методике преподавания И. И. Фельбигера, В.Ф. Зуева, М.Е. Головина, Е. Б. Сырейщикова.

В 1783 году в Петербурге было открыто первое Главное народное училище, в котором готовили будущих учителей народных училищ, в 1801 учительская семинария была выделена в самостоятельное учебное заведение. В 1786 году были открыты главные училища в 25 губерниях, в которых обучались примерно 10 тысяч детей, хотя здесь действовал принцип бессословности, окончание обучения не обеспечивало равные возможности лицам разных сословий, в полной мере развивались чисто сословные учебные заведения. К концу XVIII века в 288 главных и малых народных училищах обучалось более 22 тысяч человек. В 70-80 годы по почину Н. И. Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 году при Московском университете на средства Новикова и его товарищей открывается первая учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Главным объектом образования становиться личность человека, его счастье и благополучие, а не слепое подчинение государству, в человеке должны гармонично сочетаться физическое, нравственное и умственное воспитание, он такая трактовка целей направлена сугубо на дворянское сословие.

Страницы: 1 2 3 4

Эмансипация Рязани и Твери от подчинения великому князю Московскому и Владимирскому.
В XV веке князья тверские и рязанские эмансипировались от подчинения великому князю Владимирскому. Великое княжение Владимирское могло держаться грозно и честно лишь тогда, когда великие князья были на Руси представителями хана, пользовались его авторитетом и военной помощью. Но к половине XIV века Орда ослабела, и великий князь не толь ...

Мифы о рождении Олимпийских игр
О рождении Олимпийских игр аэды и рапсоды рассказывали следующее: на берегах Алфея Зевс боролся с Кроном за власть и, победив, учредил эти состязания. По другому мифу в Олимпии первыми состязались Куреты — Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасис, Идас. Там впервые Геракл увенчал победителя веткой маслины. Таким образом, эта версия честь установле ...

Нормативистская теория Г. Кельзена
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепци ...