Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей
Страница 3

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей

Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I, характеризуется возвращением к порядкам её отца в области политики, экономики и образования. 25 января 1755 года состоялась публичная торжественная инаугурация Московского университета («создание университета…говорит о завершении образования русской нации»), чему во многом поспособствовал сам Ломоносов. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских ученых, которые последовательно вели нелегкую борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры, настаивали на величии и могуществе русского народа и языка. Видны попытки противостояния средневековой педагогике, построенной на устрашении ребенка, подавлении его личности, механической зубрежке, обращение к «естественному воспитанию», раскрывающему природные добрые свойства человека. После смерти Ломоносова университет практически прекратил свое существование.

Царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии, поклонник прусской муштры, говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. Его шестимесячное царствование поражает обилием принятых государственных актов, порядком 192 указа, большей частью они были направлены на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. Вопросы образования занимали отстающие позиции в политике Петра III.

Екатерина II продолжает политику Петра в области образования, стремясь просвещение русского общества поднять на недосягаемо высокий уровень, сделать обучение неотъемлемой частью народа. Во времена правления Екатерины II была предпринята попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений для возможности господствовать над умами и душами подданных. В 1764 году была открыта Академия художеств, воспитательные дома в Москве (1764), в Петербурге (1770), Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764), отделение для мещанских девиц (1765), коммерческое училище (1772), каждое из которых имело свой устав, в которых явно прослеживалось преимущество «благонравия» над просвещенным разумом, но в действительности преподаватели продолжали бесчинствовать и оскорблять детей. В Академии художеств, на которую И. И. Бецкий (фаворит Екатерины в области образования) возлагал небывалые надежды творился такой же беспорядок, но она дала России многие таланты Е. Чемесова, И. Старова, Ф. Шубина, М. Козловского и других.

В XVIII веке мысль о среднем женском образовании воплотилась в образовании Смольного института, где и дворянок и мещанок обучали благонравию, скромности, музыке, стихотворству, домашней экономии и другим возвышенным идеям, правда в реальной жизни они были порой беспомощны и беззащитны.

В 1782 году Екатерина II при поддержке Ф. И. Янковича де Мириева воплощает в жизнь школьную реформу, на основании которой в городах создаются «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Меняются методики преподавания, теперь главное для человека – чистая совесть, здоровье и довольство своим состоянием посредством исполнения своих общественных обязанностей, беспрекословная вера в императрицу и почитание Бога. Основные принципы познания этих истин были заложены в книге «О должностях…», опубликованной в 1783 году в двух вариантах: для учащихся (189 страниц) и для учителей (250 страниц). Было положено начало классно-урочной системе, обучение было раздельным для юношей и девушек, телесные наказания запрещались, появляются первые пособия по методике преподавания И. И. Фельбигера, В.Ф. Зуева, М.Е. Головина, Е. Б. Сырейщикова.

В 1783 году в Петербурге было открыто первое Главное народное училище, в котором готовили будущих учителей народных училищ, в 1801 учительская семинария была выделена в самостоятельное учебное заведение. В 1786 году были открыты главные училища в 25 губерниях, в которых обучались примерно 10 тысяч детей, хотя здесь действовал принцип бессословности, окончание обучения не обеспечивало равные возможности лицам разных сословий, в полной мере развивались чисто сословные учебные заведения. К концу XVIII века в 288 главных и малых народных училищах обучалось более 22 тысяч человек. В 70-80 годы по почину Н. И. Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 году при Московском университете на средства Новикова и его товарищей открывается первая учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Главным объектом образования становиться личность человека, его счастье и благополучие, а не слепое подчинение государству, в человеке должны гармонично сочетаться физическое, нравственное и умственное воспитание, он такая трактовка целей направлена сугубо на дворянское сословие.

Страницы: 1 2 3 4

Основные этапы человеческой истории
В настоящее время мы проходим рубеж смены эпох, завершения одного исторического периода и вступление современного мира в качественно новую фазу своего развития. Об этом свидетельствуют многие идущие во всепланетарном масштабе процессы. Во-первых, наступление новой стадии научно-технического прогресса, получившей название информационной, ...

Переселенческий вопрос
Сибирская депутатская группа II Государственной Думы разрабатывала законопроект, касающийся ограничения переселений крестьян, однако без успешных результатов. Из 5 сибирских областных вопросов, перечисленных Г.Н. Потаниным, группа уже к 1910 году признавала один лишь переселенческий, но разрешать его собиралась иначе, чем областники. Е ...

Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года
Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющи ...