Великая отечественная война на территории Харьковской области
Страница 16

Историческая летопись » Великая отечественная война на территории Харьковской области

. Красн6озвездный ЯК-1 мчался в полуденном небе. Летчик посматривал в сторону солнца, зная, что в ярких, слепящих лучах может укрыться враг. И действительно, вскоре показались силуэты двух фашистских истребителей. Они шли прямо на самолет Жердия.

Лейтенант молниеносно развернул машину — и самолеты противника проскочили мимо. Воспользовавшись этим, летчик «пристроил» свой ЯК-1 в хвост одного из них и нажал гашетку. Шлейф черного дыма потянулся за вражеским истребителем.

Второй фашистский самолет успел развернуться и атаковать советский истребитель. Умело маневрируя, лейтенант Жердий брал врага на прицел. Но внезапно кончились боеприпасы. Тогда отважный советский пилот, до боли в руках стиснул штурвал и пошел на таран .

5 ноября 1942 года лейтенанту Жердию Евгению Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

. Николай Храмов был в машине, когда с наблюдательного пункта сообщили, что за облаками, на большой высоте засечен вражеский самолет. Сообщили курс и приблизительную высоту полета. Вот и «юнкерс». Храмов ловит его в перекрестье прицела, но фашистский летчик успевает уйти в пике. Советский истребитель неотступно следует за немецким бомбардировщиком. На какое-то мгновение ему удается вновь поймать врага в прицел. Короткая очередь — и пулемет фашистского самолета умолкает: убит воздушный стрелок. Как ни увертывался пилот «Юнкерса», он не смог уйти от краснозвездной машины. Прошитый пулеметными очередями, бомбардировщик рухнул на землю.

В жестоких схватках с врагом закалялся характер, крепла воля, росло мастерство летчика. Однажды Храмову поручили сбросить вымпел с боевым приказом нашим конникам, которые совершали рейд по тылам врага. Группа самолетов под его командованием успешно выполнила задание.

На обратном пути пилоты встретили шесть вражеских истребителей. Завязался бой, в котором были повреждены два наших самолета. Командир приказал летчикам выходить из боя, а сам начал прикрывать их отход. Внезапно он увидел, что в воздух поднялись еще два вражеских самолета. Мелькнула мысль: очевидно, где-то здесь запасной аэродром. Вступив в поединок с ведущим вражеской группы, он сбил его. Еще одного «мессершмитта» сразили другие летчики. Благополучно выйдя из боя, наши пилоты вернулись на свой аэродром.

На следующее утро Н. И. Храмов снова вылетел в этот район и установил, что здесь действительно находится посадочная площадка для вражеских самолетов. Один из них, шедший как раз на посадку, врезался в землю, сбитый метким огнем советского аса.

Аэродром удалось сфотографировать, и вскоре сюда прилетела на штурмовку наша эскадрилья.

Командование высоко оценило боевые заслуги летчика. На Воронежском фронте Николай Иванович Храмов уже командовал авиационным полком. Обучал молодые летные кадры, предавал им свой боевой опыт. Именно в этот период он сбил восемь фашистских самолетов. Вражеским летчикам стало известно его имя. И когда советский ас появлялся в воздухе, они спешили оповестить друг друга об опасности: «Внимание! В воздухе — Храмов!»

За освобождение города он сражался, не зная страха, не зная усталости.

Вскоре Николай Иванович Храмов прибыл на один из аэродромов 1-го Украинского фронта на новом для того времени скоростном советском истребителе. Командование поручило ему испытать этот самолет в бою. Испытания прошли успешно: истребитель имел достаточно высокие боевые летные качества. На таких машинах отважные советские соколы, руководимые Храмовым, не раз вступали в схватки с численно превосходящими силами противника и всегда выходили победителями.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21