Возвышение Чингисхана и образование единого Монгольского государства
Страница 3

Историческая летопись » Монгольское общество в XIII в. Империя Чингисхана » Возвышение Чингисхана и образование единого Монгольского государства

Образование единого Монгольского государства относится к началу XIII века. До этого монголы жили отдельными племенами и племенными объединениями. При родовом строе, когда не было деления общества на классы, не было государства; разумеется, тогда не было и права. Правила поведения людей выражались главным образом в форме обычаев. Однако в конце XII века кочевое скотоводческое хозяйство монголов вступило в начальную стадию развития феодальных отношений.

Основной ареной развертывания крупнейших исторических событий в жизни монголов становится бассейн трехречья: Онона, Керулен и Тола. Именно здесь в XII веке возникло крупное государственное объединение Хамаг Монгол Улус во главе с Хабул-ханом, ставшее предвестником будущего единого монгольского государства. Государство типа Хамаг Монгол было и у других племен кереитов, найманов и др.

На территории Монголии в XII веке существовали Кереитское, Найманское, Онгутское, Татарское и собственно Монгольское Хамаг Монгол раннефеодальные ханства, Мэркитский, Ойратский (Калмыцкий) племенные союзы и другие. Монгольские племена с точки зрения своего общественного развития не представляли единства. Академик Б.Я. Владимирцов в книге "Общественный строй монголов" (1934 г.) вслед за Рашид-ад-Дином разделил их на лесных и степняков кочевников; все они находились на разных уровнях общественного развития.

Кочевые скотоводческие племена составляли большинство монгольского общества и играли в его жизни ведущую роль [1]. В трудах российских и монгольских историков дана в целом правильная характеристика монгольских племен и их расселения в конце XII начале XIII веков. По мнению Б.Р. Зориктуева, в состав государства Чингисхана вошли также племена, обитавшие на северной окраине монгольского мира, вблизи Байкала. Эта территория задолго до XIII в. стала органической частью расселения монгольских племен [2]. Многочисленным и сильным племенем были джалаиры, кочевавшие в долине р. Онон. Здесь и в верховьях Селенги жило и племя тайчунов. Особенно крупным и влиятельным племенем были кереиты. Они обитали главным образом между Хангайским и Хэнтэйскими хребтами, в долинах рек Орхона и Толы. По данным Л.И. Гумилева, кереиты приняли христианство по несторианскому исповеданию в 1109 г.

Монголы кочевые скотоводы для ведения своего хозяйства и жизнеобеспечения кочевали с места на место, причем летники и зимники того времени были определены обычаями местных племен. Кочевали монголы куренями (кольцом). Как отмечает исследователь обычного права Монголии, Рашид-ад-Дин, в один курень входило до тысячи кибиток-семей. По мере разложения первобытной общины, т.е. по мере классового расслоения, все чаще происходило кочевание семьями. В условиях новых патриархально-феодальных отношений оно становилось более целесообразной, чем курень, формой ведения кочевого хозяйства [35, с.56].

Несмотря на то, что в начале XIII в., когда складывалось единое монгольское государство, формой кочевания по-прежнему оставался курень, семья уже утвердилась как хозяйственная основная единица. У монголов после возникновения феодализма очень долго сохранялись пережитки родовых организаций: обычаи, традиции и верования. Л.Н. Гумилев, характеризуя общественные отношения монголов в XII в., отмечал низкий уровень производительных сил и крайне слабое развитие торговли, даже меновой. Это, в свою очередь, не давало возможности использовать в кочевом скотоводстве подневольный труд. Рабы использовались в домашнем хозяйстве, как прислуга, что не влияло положительно на развитие производственных отношений.

В XIII в. среди монгольских племен не было единства религиозных взглядов. Отмечая эту сторону, Л.Н. Гумилев указывал, что в Монголии XIII в. был подлинный стык исповеданий. Кереиты были несторианами, найманы несторианами и буддистами, татары и чжурчжэни шаманистами, тангуты исповедовали красный буддизм, уйгуры буддизм.

В этом состояла одна из особенностей общественных и культурно-религиозных отношений монгольских племен в рассматриваемый период. Несмотря на территориальную разбросанность, у монгольских племен имелось много общего в языке, характере хозяйства и способе его ведения, в обычаях и культуре. Однако вследствие низкого уровня развития производительных сил в Монголии не создалось еще сколько-нибудь широких экономических связей. Вместе с тем этот период характеризуется процессом классового расслоения, которое достигло такой ступени, когда выделялся сильный класс в лице нойонства. Однако нойонство не могло закрепить свое господствующее положение старыми формами и нуждалось в мощном аппарате насилия в виде государства.

В 1204-1205 гг. Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 г. на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - "Свод постановлений", обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. Однако из-за отсутствия письменности этот документ не был зафиксирован в документах. Итак, с утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале XIII в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Реформы Александра I
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стре ...

Вторая мировая война
В 1936 году нацисты вмешались в гражданскую войну в Испании - Франко был их ставленником. Запад восторгался порядком в Германии, послав своих спортсменов и болельщиков на Олимпиаду. И это после "ночи длинных ножей" - убийств Рема и его штурмовиков, после Лейпцигского процесса над Димитровым и после принятия пресловутых Нюрнбе ...

Петр и Софья
Отношения между двором Петра в Преображенском и официальным двором в Кремле, корректные в первые годы правления Софьи, постепенно, по мере того как взрослел Петр, приобретали оттенок враждебности. Обе стороны зорко следили за действиями друг друга. В Преображенском не остались незамеченными участившиеся появления правительницы Софьи в р ...