Возникновение полиса,
его государственное устройствоСтраница 1
В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, – консолидация и развитие полиса, особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них – землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса[1].
Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства – иммигранты и женщины – гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
Теория солидаризма Л. Дюги
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX – начале XX в. Профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859–1928 гг.). В книге “Государство, объективное право и положительный закон” (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, что приводит к р ...
Стоянки палеолита в Южном Казахстане, Центральном и
Северо-восточном Казахстане
Ранний и средний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называется ранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу.В ...
Курс на независимость. Конгресс
устанавливает международные связи
Для политической деятельности Ганди, как и для его предшественников – выдающихся индийских мыслителей, националистов Свами Вивекананды, Локаманьи Тилака, Ауробиндо Гхоша,- присуще стремление к одной и той же утопической цели: сначала «духовно перевоспитать всех индийцев», проникнуть в их сердца (рабочего, крестьянина, помещика и капитал ...
