Формирование мировоззрения А.Луцкевича и начало его политической деятельности (1896-1906)
Страница 1

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » Формирование мировоззрения А.Луцкевича и начало его политической деятельности (1896-1906)

Национальное движение начала XX века не мыслится без А.Луцкевича. Чтобы понять побуждения этого человека, необходимо окунутся в ту эпоху и среду, в которой вырос будущий лидер белорусского национального движения.

Отец Антона Луцкевича – Иван – отставной капитан, участник Крымской войны и защитник Севастополя. Его второй брак с Зосей Лычковской продолжался до самой его смерти. Именно от этого брака и родился А.Луцкевич. Произошло это 29 января 1884 года. О его рождении сохранилась метрическая запись: «1884 года февраль 19 дня в Шавлинском приходном римско-католическом кастеле… определен младенец именем Антон…Дворян…сын родившийся 1884 года января 17 дня в городе Шавли» [18, с.293].

Отец Антона не был богачом если после ухода с воинской службы вынужден был определиться по железнодорожному ведомству [9, c.92]. После его смерти в 1895 году мать Антона со всеми его братьями и сестрами переехала в Минск. Именно здесь с 1897 года Антон и его брат Иван начали учиться в классической гимназии и «учились как дети участника Крымской войны за казенный счет» [18,с. 294]. Здесь 16-тилетний Иван и 13-тилетний Антон познакомились с Карусем Каганцом, которому в то время было 28 лет. Причина тому незавидное финансовое положение. Ещё в Либаве гимназист Иван Луцкевич увлекся историей, и сопоставляя те знания, которые у него были и слушая своих преподавателей Иван пришёл к выводу, что его обманывают. Все свои мысли он передал Антону. Тем самым видя различие в языке, культуре и традициях, братья уже здесь открыли для себя «существование белорусского народа» [9,с.89].

Тем самым, можно с уверенностью сказать, что у братьев Луцкевичей были общие интересы. Они выросли в кругу ополяченной шляхты, рано осознали себя белорусами.

Итак 1897 год можно считать отправной точкой, от которой началась общественная и политическая деятельность. После окончания Минской гимназии в 1902 году братья поступили в Петербургский университет. Антон Луцкевич занялся естествознанием, Иван же напротив юриспруденцией. Став студентами Антон и Иван Луцкевичи сблизились с земляками-католиками, выходцами из Северо-западного края. В Петербурге существовала специальная «католическая» столовая, где собиралась белорусско-польская; литовская молодёжь [5,c.7].

Здесь в 1902 году они познакомились с Вацлавом Ивановским, именно вокруг этого человека организовывались студенты-белорусы. Ивановский был немного старше братьев Луцкевичей. Ему было 22 года, он имел неплохие организаторские способности.

Ивановский собрал вокруг себя близких по духу и убеждению людей, что позволило ему «организовать кружок «Белорусского народного образования»» [19,c.42]. Вполне естественно, что на голом месте невозможно было организовать подобной организации. Как отмечал Ф.Турук, своеобразное общество студентов-белорусов существовало ещё до 1902 года и не имело строгой организационной формы, напоминало скорее дискуссионный клуб [4,c.23]. Организация в своей деятельности на первое место ставила печатание белорусских книг [9,c.8]. Под свой контроль организация брала возникновение белорусской школы для народа, вела работу среди питерских студентов и рабочих – выходцев из Беларуси, устраивали вечера, создавали свой фонд [9, c.95], благодаря которому удалось выдать сборник стихотворений Янки Лучины (И. Неслуховского). В том же году была организована и Белорусская революционная партия, но развернуть работу ей не удалось. Участвуя в общественной деятельности, Антон Луцкевич понял, что возрождение народа невозможно без «свержения самодержавия» [19,c.42]. Так же как и строительство национальной культуры возможно будет только тогда, когда власть в России перейдёт в руки демократии и Беларусь получит автономию. Для братьев эта работа дала необходимый опыт, который пригодился им в скором времени. Как уже упоминалось выше в 1902 г. была создана БРП «на съезде представителей студенческих и ученических кружков Минска, Вильно и Петербурга» [21,c.198]. Лидером её являлся всё тот же Вацлав Ивановский, единственный документ, который сохранился до наших дней от этой организации, является воззвание «к интеллигенции». Работая в кружке братья Луцкевичи осознавали, что путь к возрождению и освобождению нашего народа лежит через политическую борьбу. К такому выводу Антон и его брат Иван пришли благодаря многим факторам. Но прежде всего следует отметить, что к осени 1903 года сформировалось ядро будущей партии и к концу года были сформированы основные положения Белорусской Революционной Громады [9,c.95]. Прежде всего, это пробуждение национального самосознания белорусов, которое по нашему мнению, является решающим, т.к. народ не осознавая себя белорусами не воспримет остальные положения программы, далее идут требования «национальных свобод для белорусов (белорусские школы, право белорусского языка)», также право на автономию, и довольно остро стоял вопрос о свержении самодержавия власти. Передача земли крестьянам, заводы – рабочим. При всей своей примитивности, тем не менее, она, как отмечает А.Луцкевич, потянула за собой лучшие элементы среди белорусской молодёжи [5,c.10].

Страницы: 1 2 3 4

Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э
Третий период (вторая половина 4-2 в. до н.э.) – период эллиизма. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независим ...

Война с Россией
Войны, потрясавшие Европу после французской революции, лишь частично ослабили нажим европейских держав на Османскую империю. В англо-французской борьбе за гегемонию немалую роль играло и стремление занять господствующее положение на Ближнем Востоке, подчинить себе Османскую империю. В июле 1798 г. французская армия во главе с Наполеоном ...

Внешняя политика. Испано-американская война и ее последствия. Расширение сферы влияния на Дальнем Востоке
В первые 15 — 20 лет после окончания Гражданской войны страна была поглощена освоением западных земель и бурным хозяйственным строительством. Но уже в конце XIX в. в США растет стремление к территориальным захватам. Крупные компании все настойчивей требовали новых рынков сбыта и источников сырья. Активизация внешней политики становилась ...