Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 7

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

Женские гимназии в Беларуси возникли в середине XIX в. и к 10-м годам XX в. получили довольно широкое распространение.

Женские средние учебные заведения, в отличие от мужских, имели более демократический характер социального состава. Это объясняется отчасти и тем, что женские гимназии являлись наиболее распространенным типом средних учебных заведений для девочек, в то время как мальчики из третьего сословия могли получить среднее образование в реальных и коммерческих училищах [27, с. 31]. Если мужское образование к концу 60-х годов XIX в. было полностью перестроено по общероссийскому уставу 1864г, то женские учебные заведения не были подчинены общероссийскому положению о женских учебных заведениях. Особое положение женских гимназий Беларуси было закреплено в специально разработанном для местных женских учебных заведений «Положении» от 26 мая 1869 г. Утвержденное в 1870 г. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» на учебные заведения Беларуси не распространялось.

По Уставу женских гимназий в данные учебные заведения принимались «девицы всех сословий и вероисповеданий». При нехватке мест, однако, предпочтение должно было отдаваться дочерям лиц, состоящих на государственной службе и принадлежащих к православному вероисповеданию, хотя их экзаменационные оценки могли быть ниже, чем у других конкуренток. Однако часто это предписание нарушалось и в гимназии поступало большое число девочек нехристианского вероисповедания, т.е. евреек.

Для поступления в приготовительный класс требовалось знание молитв «Отче наш» и «Богородица», умение читать и списывать с книги, считать до двадцати. В некоторых гимназиях в приготовительный класс зачисляли без экзаменов, а в низший класс - при знании символа веры, главнейших молитв, умении читать, писать и производить четыре действия над числами от 1 до 100.

Основная масса евреев не могли оплатить обучение детей. Возникали товарищества помощи бедным евреям. Так, в 90-х годах было создано Виленское товарищество помощи бедным евреям. Товарищества направляли детей в частные мастерские, давали полное обмундирование ученикам.

Детей отдавали в обучение к мастерам на срок от 3 к 5 лет. Длительность обучения зависела как от вида ремесла, так и от предыдущей подготовки: наиболее частый срок обучения 4-4,5 года. В 1901 г. в Минске ученики изучали 26 ремесел, в Вильно - 18. Минское и Виленское товарищества считали необходимым дать своим воспитанникам общее начальное образование. Виленское товарищество основало в концы 90-х годов XIX в. для своих воспитанников школу письменности, а Минское товарищество три раза на неделю посылала своих учеников на вечерние занятия.

В Беларуси существовали также Товарищества помощи бедным, которые распределяли малолетних в сиротские дома, приюты, ремесленные и учебные заведения, занимались воспитанием сирот и детей бедняков, распространяли среди населения книги морально-воспитательного содержания [1, с. 79-80].

Как известно, образование и владение грамотой в условиях XIX – начала XX в. были надежной основой для представителей разных слоев населения повысить свой социальный статус.

Евреи уважительно относились к учености, поэтому некоторые родители при возможности старались дать детям не только традиционное образование (хедер, толмуд-тора, ешибот), но и образование общего образца, тем более, что это давало возможность повысить свой социальный статус. Поэтому можно сказать, что евреи, несмотря на различные проявления ограничительной политики, проводимой царским правительством на белорусских землях даже в начале ХХ в., стремились получить образование.

В черте оседлости Российской империи, где евреи составляли значительный процент городского населения, традиционный еврейский уклад жизни и еврейское образование сохранялись до XX века. Большинство еврейских детей школьного возраста городов и местечек Беларуси из бедных семей оставались вне влияния общеобразовательных школ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Основные выводы.
Контрнаступление Красной Армии под Курском завершилось для нас выдающейся победой. Врагу были нанесены невосполнимые потери, сорваны все его попытки удержать стратегические плацдармы в районах Орла и Харькова. Успех контрнаступления был обеспечен прежде всего умелым выбором момента перехода наших войск в наступление. Оно началось в усл ...

Значение китайского упадка
Маньчжурское завоевание было последним, но далеко не первым поражением могущественной китайской империи в борьбе с кочевниками. Причины поражения во многом были вполне традиционными: ослабление государства, связанное с завершающим витком династийного цикла; многолетняя внутренняя смута, подточившая политические основы державы. Определен ...

Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э
Второй период (5-первая половина 4 в. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем о ...