Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 7

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

Женские гимназии в Беларуси возникли в середине XIX в. и к 10-м годам XX в. получили довольно широкое распространение.

Женские средние учебные заведения, в отличие от мужских, имели более демократический характер социального состава. Это объясняется отчасти и тем, что женские гимназии являлись наиболее распространенным типом средних учебных заведений для девочек, в то время как мальчики из третьего сословия могли получить среднее образование в реальных и коммерческих училищах [27, с. 31]. Если мужское образование к концу 60-х годов XIX в. было полностью перестроено по общероссийскому уставу 1864г, то женские учебные заведения не были подчинены общероссийскому положению о женских учебных заведениях. Особое положение женских гимназий Беларуси было закреплено в специально разработанном для местных женских учебных заведений «Положении» от 26 мая 1869 г. Утвержденное в 1870 г. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» на учебные заведения Беларуси не распространялось.

По Уставу женских гимназий в данные учебные заведения принимались «девицы всех сословий и вероисповеданий». При нехватке мест, однако, предпочтение должно было отдаваться дочерям лиц, состоящих на государственной службе и принадлежащих к православному вероисповеданию, хотя их экзаменационные оценки могли быть ниже, чем у других конкуренток. Однако часто это предписание нарушалось и в гимназии поступало большое число девочек нехристианского вероисповедания, т.е. евреек.

Для поступления в приготовительный класс требовалось знание молитв «Отче наш» и «Богородица», умение читать и списывать с книги, считать до двадцати. В некоторых гимназиях в приготовительный класс зачисляли без экзаменов, а в низший класс - при знании символа веры, главнейших молитв, умении читать, писать и производить четыре действия над числами от 1 до 100.

Основная масса евреев не могли оплатить обучение детей. Возникали товарищества помощи бедным евреям. Так, в 90-х годах было создано Виленское товарищество помощи бедным евреям. Товарищества направляли детей в частные мастерские, давали полное обмундирование ученикам.

Детей отдавали в обучение к мастерам на срок от 3 к 5 лет. Длительность обучения зависела как от вида ремесла, так и от предыдущей подготовки: наиболее частый срок обучения 4-4,5 года. В 1901 г. в Минске ученики изучали 26 ремесел, в Вильно - 18. Минское и Виленское товарищества считали необходимым дать своим воспитанникам общее начальное образование. Виленское товарищество основало в концы 90-х годов XIX в. для своих воспитанников школу письменности, а Минское товарищество три раза на неделю посылала своих учеников на вечерние занятия.

В Беларуси существовали также Товарищества помощи бедным, которые распределяли малолетних в сиротские дома, приюты, ремесленные и учебные заведения, занимались воспитанием сирот и детей бедняков, распространяли среди населения книги морально-воспитательного содержания [1, с. 79-80].

Как известно, образование и владение грамотой в условиях XIX – начала XX в. были надежной основой для представителей разных слоев населения повысить свой социальный статус.

Евреи уважительно относились к учености, поэтому некоторые родители при возможности старались дать детям не только традиционное образование (хедер, толмуд-тора, ешибот), но и образование общего образца, тем более, что это давало возможность повысить свой социальный статус. Поэтому можно сказать, что евреи, несмотря на различные проявления ограничительной политики, проводимой царским правительством на белорусских землях даже в начале ХХ в., стремились получить образование.

В черте оседлости Российской империи, где евреи составляли значительный процент городского населения, традиционный еврейский уклад жизни и еврейское образование сохранялись до XX века. Большинство еврейских детей школьного возраста городов и местечек Беларуси из бедных семей оставались вне влияния общеобразовательных школ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Внешняя политика Петра I
Первоначально внешняя политика петровского правительства имела ту же направленность, что и в предшествующий период. Это было движение России к югу, стремление ликвидировать Дикое Поле, которое возникло в очень давние времена в результате наступления кочевого мира. Оно преграждало России дорогу к торговле на Черном и Средиземном морях, п ...

Этико-политическое учение Конфуция
В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, правитель был правителем, а подданный - подданным. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Смута и хаос, пришедшие на с ...

Вывод
Война не щадила никого…Тяжёлые муки доставляла всем. Даже дети страдали…Дети войны – самые мужественные дети …Дети, почувствовавшие войну на вкус. Я мечтаю, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. И я верю в светлое, мирное будущее. И низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кт ...