Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 6

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

Обучались евреи и в государственных учебных заведениях общего образца.

Среднее мужское образование в Российской империи во второй половине XIX в. регламентировалось «Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения», принятым в 1864 г. Согласно Уставу закреплялся основной тип средних учебных заведений - гимназия. Целью гимназий было «доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служить приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища». По уставу гимназии делились на классические, где главный упор в обучении делался на языки, и реальные, в которых вместо древних языков углубленно изучались естественнонаучные дисциплины. Курс обучения в гимназиях длился 7 лет. Права закончивших различные типы гимназий существенно различались. Выпускники классических гимназий сохраняли за собой право поступления в университет, для выпускников реальных гимназий доступными были лишь высшие специальные учебные заведения.

В уставе говорилось об обязательном наличии хотя бы одной гимназии в губернии. Кроме того, по мере необходимости могли быть учреждены и прогимназии, которые состояли из четырех низших классов и также делились на классические и реальные. Учебный курс прогимназий соответствовал учебному курсу четырех низших классов гимназий.

Виленский учебный округ входил в систему образования Российской империи и являлся ее составной частью. Поэтому устав гимназий и прогимназий 1864 г. в равной степени относился и к этому учебному округу.

Особое место в образовательной политике правительства заняло женское образование, развитие которого на территории Беларуси имело ряд особенностей. На него повлияла политика полонизации и русификации, проводимая на наших землях. Кроме того, на развитии, в том числе, и женских учебных заведений отразились особенности социального состава белорусского населения. 58,2 % городских жителей были евреями, 17,8%-русскими, 13,2%-белорусами, 12%- поляками. Так, например, при анализе распределения учениц женских гимназий по сословиям и вероисповеданиям наблюдается высокий процент учениц из третьего сословия, большинство из которых были еврейками. На 1900 г. в Виленском учебном округе гимназистки по сословиям распределялись следующим образом (в процентах): из личных дворян и чиновников - 30,2, духовного звания - 1,4, городского сословия - 62,8, почетных граждан и купцов - 0,9, крестьян - 4,8; по вероисповеданиям: православных -31,1, римо-католичек -13,6, лютеранок - 3,8, иудеек - 51.

Перевес в женских гимназиях Беларуси учениц нехристианского вероисповедания вызывал беспокойство и недовольство правительства. Устранить данное явление однако, не представлялось законной причины, так как, по свидетельству доюкументов, «еврейки на испытания являлись вполне подготовленными и никакого послабления в приеме для них не делалось». Хотя на женские учебные заведения не распространялась процентная норма ограничения образования евреев тем не менее ограничения приема евреек в женские гимназии имели место как во второй полозине XIX, так и в начале XX в. В 1914 г. с дозволения императора был прекращен прием евреек в Витебскую гимназию. В связи с этим в 1914 -1917 гг. наблюдается некоторое уменьшение числа учениц иудейского вероисповедания и увеличение числа православных в ряде гимназий.

Поэтому особенное внимание в женских гимназиях (как, впрочем, и в мужских, где процент евреев также был достаточно высок) в начале XX в. обращалось на изучение русского языка и литературы. Это официально объяснялось низкой успеваемостью по данному предмету. Как свидетельствуют документы, большое число гимназисток в Беларуси были еврейками и на русском языке разговаривали только в стенах учебного заведения, в то время как дома звучала еврейская речь. В связи с таким положением начальство гимназий предлагало увеличить число уроков русского языка в ущерб другим предметам. По мнению учебного комитета учреждений Императрицы Марии, «в гимназиях Западного края постановка преподавания иностранных языков должна отличаться от постановки их в гимназиях великорусских ввиду крайней необходимости принятия мер к более успешному изучения русского языка. Необходимо увеличение числа уроков русского языка в гимназиях Западного края с тем, чтобы они были заняты практическими упражнениями». Прибавление уроков русского языка, по мнению комитета, было возможно произвести только за счет одного из иностранных языков. Рекомендовалось также улучшить преподавание русского языка, используя методики, «применительные к местным условиям». Усиленное внимание к преподаванию русского языка имело под собой и политическую подоплеку. Попечитель Виленского учебного округа О.И.Корнилов в 1869 г. писал: «Русское просвещение - сильнее русского штыка». Обязательным стало внеклассное чтение русской литературы. Программы чтения утверждались педагогическим Советом и представлялись в управление Виленского учебного округа. На съезде преподавателей средних учебных заведений в 1907 г. было принято постановление разрешать ученикам и ученицам чтение книг только по утвержденному списку. Для внеклассного чтения использовались уроки отсутствующих преподавателей. В некоторых гимназиях для отстающих учениц вводились «уроки грамотности», как это было в Витебской Алексеевской женской гимназии или вечерние групповые занятия со слабыми и отстающими (в Климовичской гимназии). В основном, женские гимназии Северо-Западного края придерживались установленного Министерством народного просвещения устава и программ обучения. Но каждая имела право вводить по своему усмотрению в связи с местными условиями некоторые изменения. В Мозырьской и Оршанской гимназиях были введены дополнительные уроки по истории, в Гомельской - по русскому языку и арифметике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разложение матриархата. Появление отцовского рода.
С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принад ...

Вечность народа Израиля
Храм был сожжен, и Иерусалим разрушен. Иудейское царство превратилось в пустыню. Большинство населения либо погибло, либо было угнано в рабство. Во всей стране осталась лишь горстка евреев, живших в страхе под тяжелым гнетом победившего тирана. Видевшие тогда народ Израиля не сомневались, что через несколько лет евреи перемешаются с дру ...

Становление доктрины папства
Параллельно с институтом Вселенских соборов складывается другое представление об общецерковном авторитете: в случае сомнений или разногласий следует обращаться к апостольским епископским кафедрам. Такие кафедры были основаны самими апостолами Христа, и поэтому предполагалось, что их преемники сохранили христианское вероучение в первозда ...