Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 2

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

В 1894 г. в Минской губернии воспитанники хедера составляли 66,3%, в Гродненской - 64% от всего контингента детей школьного возраста. Главным учителям в частном хедере обычно был меламед. Согласно закону 1893 г., меламед мог учить детей исключительно закону веры и еврейской грамоте (чтение и письмо). В хедерах приобретало образование почти 90% всего еврейского населения Беларуси.

Причины этого были разные:

1) отцы доверяли хедеру по религиозным мнениям, ведь в хедерах давали определенные религиозные знания;

2) большую роль отыгрывала стародавняя традиция;

3) евреям было тяжело поступить в общие школы и городские училища и другие причины. национальное образование еврейский хедер

Необходимость открытия отдельных организованных училищ для евреев осознавалась российскими властями уже в конце XVIII века. С целью подготовки учителей для еврейских школ Министерство народного образования основало в Вильно два раввинских училища. Для содержания этих учебных заведений были введены специальные сборы с евреев (свечной, с еврейских типографий, меламедских удостоверений). Закон 1844 г. устанавл три типа заведений: казенные, общественные и религиозные (талмуд-торы, ешиботы), частные училища. Преимущественным типам общей школы были талмуд-торы [1, с. 77-78].

По данным на 1898 г. в модернизированных талмуд-торах обучалось 19 803 детей. Во многих из них значительное внимание отводилось изучению языка иврит.

О времени основания Минской талмуд-торы докладных записок не сохранилась, но, по некоторым данным, она была открыта в 1809 г. Неизвестно, кто был ее основателям, но есть сведения, что в 40-е годы XIX в. ее руководителем был Элья Генделев Ляховский. После его смерти это заведение поддерживали купцы Моисей Пизбург и Иосель Цукерман. В это время талмуд-тора усилилась, обратила на себя внимание учебного руководства, которое приняло в 1869 г. это учебное заведение в своего подчинение, расширила программу обучения общими предметами. Первым приказчиком Минской талмуд-торы был Цукерман.

Минская талмуд-тора была известным еврейским училищем закона веры и начального образования для более бедных еврейских мальчиков. Сначала она функционировала на основе "Общего положения о талмуд-торах", но с апреля 1900 г. получила свое личное "Положение о Минской талмуд-торе". Благодаря поддержке благодетелей это учебное заведение вскоре превратилось в бесплатное еврейское училище, где бедные еврейские дети получали не только религиозное обучение и общее начальное образование, но также и временный приют. Закон веры и еврейские предметы изучали все воспитанники, разделенные на 15 групп с отдельным учителем и комнатой для каждой группы. В группе было от 28 до 50 человек. Сообразно возраста и подготовки воспитанников было создано 11 младших групп общим количеством 466 учеников и 4 старшие группы количеством 139 учеников. Общие предметы изучали только старшие мальчики. Система обучения была предметная: каждый учитель излагал тот или другой предмет, переходя в соответствии с расписанием занятий из класса в класс. Почти всем воспитанникам давали бесплатно учебные и письменные инструменты. Занятия в учебном году происходили беспрерывно (кроме табельных дней, каникул и еврейских праздников). Талмуд-тора имела общежитие, где находились на полном обеспечении 50 учеников - сирот. Кроме этого, еще 32 ученика имели бесплатное питание. Наиболее бедные ученики обеспечивались бесплатной одеждой и обувью. В этом окружении бедняков, с одной стороны, ощущалась сильная тяга к начальному образованию, как общему, да и еврейскому. С другой стороны, недоедание, бедность вынуждали 11 - 13-летних детей бросать школу и искать себе работу [1, с. 78; 22].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Второй этап войны
М.И.Кутузов принял решение оставить Москву ради спасения армии. 14 сентября войска и большинство жителей покинули город. 15 сентября в нее вступила Великая армия. Оставив столицу, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась на Подольск и далее на старую Калужск ...

В поисках неземного совершенства
В греческой культуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству или иудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V— IV вв. до н. э. стали осознавать разницу между порядком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами. Первым среди таких философов был Сокра ...

Анализ историографии источников
В советской исторической литературе еще при жизни Ганди начался спор о сущности его учения и о том, чьи интересы он представляет - крестьянства, мелкой буржуазии или индийской национальной буржуазии. Спор этот ведет начало от полемики на II конгрессе Коминтерна между В.И. Лениным и индийским революционером Р.М. Роем. Ленин считал, что Г ...