Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.Страница 2
В 1894 г. в Минской губернии воспитанники хедера составляли 66,3%, в Гродненской - 64% от всего контингента детей школьного возраста. Главным учителям в частном хедере обычно был меламед. Согласно закону 1893 г., меламед мог учить детей исключительно закону веры и еврейской грамоте (чтение и письмо). В хедерах приобретало образование почти 90% всего еврейского населения Беларуси.
Причины этого были разные:
1) отцы доверяли хедеру по религиозным мнениям, ведь в хедерах давали определенные религиозные знания;
2) большую роль отыгрывала стародавняя традиция;
3) евреям было тяжело поступить в общие школы и городские училища и другие причины. национальное образование еврейский хедер
Необходимость открытия отдельных организованных училищ для евреев осознавалась российскими властями уже в конце XVIII века. С целью подготовки учителей для еврейских школ Министерство народного образования основало в Вильно два раввинских училища. Для содержания этих учебных заведений были введены специальные сборы с евреев (свечной, с еврейских типографий, меламедских удостоверений). Закон 1844 г. устанавл три типа заведений: казенные, общественные и религиозные (талмуд-торы, ешиботы), частные училища. Преимущественным типам общей школы были талмуд-торы [1, с. 77-78].
По данным на 1898 г. в модернизированных талмуд-торах обучалось 19 803 детей. Во многих из них значительное внимание отводилось изучению языка иврит.
О времени основания Минской талмуд-торы докладных записок не сохранилась, но, по некоторым данным, она была открыта в 1809 г. Неизвестно, кто был ее основателям, но есть сведения, что в 40-е годы XIX в. ее руководителем был Элья Генделев Ляховский. После его смерти это заведение поддерживали купцы Моисей Пизбург и Иосель Цукерман. В это время талмуд-тора усилилась, обратила на себя внимание учебного руководства, которое приняло в 1869 г. это учебное заведение в своего подчинение, расширила программу обучения общими предметами. Первым приказчиком Минской талмуд-торы был Цукерман.
Минская талмуд-тора была известным еврейским училищем закона веры и начального образования для более бедных еврейских мальчиков. Сначала она функционировала на основе "Общего положения о талмуд-торах", но с апреля 1900 г. получила свое личное "Положение о Минской талмуд-торе". Благодаря поддержке благодетелей это учебное заведение вскоре превратилось в бесплатное еврейское училище, где бедные еврейские дети получали не только религиозное обучение и общее начальное образование, но также и временный приют. Закон веры и еврейские предметы изучали все воспитанники, разделенные на 15 групп с отдельным учителем и комнатой для каждой группы. В группе было от 28 до 50 человек. Сообразно возраста и подготовки воспитанников было создано 11 младших групп общим количеством 466 учеников и 4 старшие группы количеством 139 учеников. Общие предметы изучали только старшие мальчики. Система обучения была предметная: каждый учитель излагал тот или другой предмет, переходя в соответствии с расписанием занятий из класса в класс. Почти всем воспитанникам давали бесплатно учебные и письменные инструменты. Занятия в учебном году происходили беспрерывно (кроме табельных дней, каникул и еврейских праздников). Талмуд-тора имела общежитие, где находились на полном обеспечении 50 учеников - сирот. Кроме этого, еще 32 ученика имели бесплатное питание. Наиболее бедные ученики обеспечивались бесплатной одеждой и обувью. В этом окружении бедняков, с одной стороны, ощущалась сильная тяга к начальному образованию, как общему, да и еврейскому. С другой стороны, недоедание, бедность вынуждали 11 - 13-летних детей бросать школу и искать себе работу [1, с. 78; 22].
Общая характеристика законов Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Извес ...
Мастер, ученик, подмастерье. Борьба мастеров с
подмастерьями
В ремесленных центрах возникает, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественная группировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда – подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изн ...
Царь Иван Грозный. Формирование личности
Великий князь Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года. Его отцу, Великому князю Василию Ивановичу было в то время более пятидесяти лет. Он с большим церемониалом крестил сына Ивана в Троице – Сергиевом монастыре, а через год после его рождения в день его ангела «Иоанна – Усекновение главы», 29 августа 1531 года, торжественн ...
