Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.Страница 3
Учебными предметами талмуд-торы являются язык иврит, Тора и Талмуд. В разное время в программу включались и другие предметы, например, арифметика и письмо на идиш.
В России в XIX в. подавляющее большинство школ талмуд-тора располагались в тесных помещениях, мало приспособленных для обучения (часто для занятий выделяли комнаты в других общинных учреждениях: молитвенных домах, приютах для престарелых и даже в кладбищенских сторожках). По результатам обследования, проведенного в 1898 г. инспекторами Еврейского колонизационного общества, в Российской империи было около 500 «неорганизованных» школ, среднее число учеников составляло более 40 человек. Кроме того, к тому времени существовало около 100 «организованных» школ, созданных в большинстве случаев по инициативе и на средства Общества для распространения просвещения между евреями в России. В этих школах на одного учителя приходилось около 30 учеников. Здесь преподавались, кроме еврейских предметов, русский язык и арифметика, а в некоторых — и другие предметы (история, география, естествознание, гимнастика, ручной труд и т. д.).
Обучение в талмуд-торе предшествовало поступлению подростка в иешиву и готовило к этому. Но если ученик к 14 годам не обнаруживал способностей и усердия в учебе, его отдавали на обучение ремеслу или отпускали на частную службу (обычно в торговлю).
Ешибот или иешива (от древнееврейского сидение, заседание), еврейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенные для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда с комментариями, где готовили раввинов. Ешибот были основными центрами иудейской теологической мысли и местами воспитания духовной и интеллектуальной элиты еврейства. Руководителем иешивы становился обычно хороший знаток Талмуда, которого выбирали из окружения раввинов. Он вел учебный процесс и следил за бытом учеников (бахуров). Руководители иешивы содержались за счет общественных средств. Бахуров, как правило, содержали местные жильцы, у которых они поочередно столовались, а другой раз и жили. Для иешив строились отдельные здания. Их существование и популярность зависела от наличия раввина-мудреца, способного самостоятельно излагать Талмуд, давать собственные толкования религиозных источников.
В ешибот принимались юноши с 13 лет, которые закончили хедер (начальную школу). Обучение было бесплатное. Ешиботы содержались на пожертвования еврейских общин и частных лиц. Срок обучения точно не был определен. В ешиботе читались лекции 2-3 раза в неделю, преподаватели давали общие направления и объясняли отдельные места и положения Талмуда, оставшееся время ученики занимались самостоятельно. В Беларуси старшим считался ешибот в Бресте, известный с XVI века. Наиболее известными были ешиботы в Воложине, Лиде, Мире, Слониме, Слуцке, Радуни. Самым знаменитым был воложинский ешибот, основанный в 1802 Хаимам бен Ицхакам Воложинером (Воложинским) и названный в его честь "Эц Хаим" (Дерево Хаима). Здесь преподавали раввины Нафтали Цви Иехуда Берлин, Йосеф Бер Салавейчык, Хаим Салавейчык и другие. Во 2-й половине XIX в. в нем занималось около 400 учеников из Российской империи, Англии, Австрии, Германии, Южной Америки. Царские власти трижды закрывали воложинский ешибот (1824, 1858, 1892), а в последний раз выслали преподавателей и учеников из городка. Через несколько лет ешибот воссоздал деятельность. Воложынский ешибот был образцом для других талмудических школ. В 1815 в Мире был основал ешибот, который стал всемирно известным. Количество учащихся, среди которых были выходцы из многих стран Европы и Америки, доходило до 500 человек. Радунский ешибот был основанв в 1869 году.
Обучение в ешиботах имело ортодоксальный характер и не допускало изучения светских дисциплин. Реорганизаторам системы образования в ешиботах был уроженец Каролина (пригород Пинска) Ицхак Яков Рэйнес. В 1905 при содействии и финансовой помощи барона Д. Гинцбурга он открыл в Лиде терпимо реформированный ешибот со сроком обучения 6 лет. Вместе с Талмудом программа обучения включала изучение иврита с грамматикой и общих предметов в объеме уездного училища.
Литература
1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ. - М., 1995.
2. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок - к общей Европе. - М., 1992.
3. Великобритания. (Экономика и политика стран современного капитализма). - М., 1972.
4. Власть: очерки современной политической философии Запада. - М., 198 ...
Начало вторжения маньчжурцев на китайские земли
Маньчжурские племена, являвшиеся потомками воинственных чжурчжэней, некогда завоевавших Китай, обитали за северными границами китайской империи и в начале XVII в. переживали процесс политической консолидации. Особую роль в этом сыграл видный маньчжурский военачальник Нурхаци, сумевший в первые десятилетия XVII в. создать первое государс ...
Марат Казей
.Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что мам ...