Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 3

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

Учебными предметами талмуд-торы являются язык иврит, Тора и Талмуд. В разное время в программу включались и другие предметы, например, арифметика и письмо на идиш.

В России в XIX в. подавляющее большинство школ талмуд-тора располагались в тесных помещениях, мало приспособленных для обучения (часто для занятий выделяли комнаты в других общинных учреждениях: молитвенных домах, приютах для престарелых и даже в кладбищенских сторожках). По результатам обследования, проведенного в 1898 г. инспекторами Еврейского колонизационного общества, в Российской империи было около 500 «неорганизованных» школ, среднее число учеников составляло более 40 человек. Кроме того, к тому времени существовало около 100 «организованных» школ, созданных в большинстве случаев по инициативе и на средства Общества для распространения просвещения между евреями в России. В этих школах на одного учителя приходилось около 30 учеников. Здесь преподавались, кроме еврейских предметов, русский язык и арифметика, а в некоторых — и другие предметы (история, география, естествознание, гимнастика, ручной труд и т. д.).

Обучение в талмуд-торе предшествовало поступлению подростка в иешиву и готовило к этому. Но если ученик к 14 годам не обнаруживал способностей и усердия в учебе, его отдавали на обучение ремеслу или отпускали на частную службу (обычно в торговлю).

Ешибот или иешива (от древнееврейского сидение, заседание), еврейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенные для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда с комментариями, где готовили раввинов. Ешибот были основными центрами иудейской теологической мысли и местами воспитания духовной и интеллектуальной элиты еврейства. Руководителем иешивы становился обычно хороший знаток Талмуда, которого выбирали из окружения раввинов. Он вел учебный процесс и следил за бытом учеников (бахуров). Руководители иешивы содержались за счет общественных средств. Бахуров, как правило, содержали местные жильцы, у которых они поочередно столовались, а другой раз и жили. Для иешив строились отдельные здания. Их существование и популярность зависела от наличия раввина-мудреца, способного самостоятельно излагать Талмуд, давать собственные толкования религиозных источников.

В ешибот принимались юноши с 13 лет, которые закончили хедер (начальную школу). Обучение было бесплатное. Ешиботы содержались на пожертвования еврейских общин и частных лиц. Срок обучения точно не был определен. В ешиботе читались лекции 2-3 раза в неделю, преподаватели давали общие направления и объясняли отдельные места и положения Талмуда, оставшееся время ученики занимались самостоятельно. В Беларуси старшим считался ешибот в Бресте, известный с XVI века. Наиболее известными были ешиботы в Воложине, Лиде, Мире, Слониме, Слуцке, Радуни. Самым знаменитым был воложинский ешибот, основанный в 1802 Хаимам бен Ицхакам Воложинером (Воложинским) и названный в его честь "Эц Хаим" (Дерево Хаима). Здесь преподавали раввины Нафтали Цви Иехуда Берлин, Йосеф Бер Салавейчык, Хаим Салавейчык и другие. Во 2-й половине XIX в. в нем занималось около 400 учеников из Российской империи, Англии, Австрии, Германии, Южной Америки. Царские власти трижды закрывали воложинский ешибот (1824, 1858, 1892), а в последний раз выслали преподавателей и учеников из городка. Через несколько лет ешибот воссоздал деятельность. Воложынский ешибот был образцом для других талмудических школ. В 1815 в Мире был основал ешибот, который стал всемирно известным. Количество учащихся, среди которых были выходцы из многих стран Европы и Америки, доходило до 500 человек. Радунский ешибот был основанв в 1869 году.

Обучение в ешиботах имело ортодоксальный характер и не допускало изучения светских дисциплин. Реорганизаторам системы образования в ешиботах был уроженец Каролина (пригород Пинска) Ицхак Яков Рэйнес. В 1905 при содействии и финансовой помощи барона Д. Гинцбурга он открыл в Лиде терпимо реформированный ешибот со сроком обучения 6 лет. Вместе с Талмудом программа обучения включала изучение иврита с грамматикой и общих предметов в объеме уездного училища.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Внутренняя политика
Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани ...

Внешняя политика правительства Тэтчер. Возрождение статуса «великой державы» во внешнеполитической деятельности Великобритании
Внешнеполитическая стратегия правительства М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные для политическо ...

Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники
После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу — помещиков и бюрократию ...