Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.Страница 5
С 1 августа 1906 г. в Минске начала действовать женская профессиональная школа с общеобразовательным отделением для евреек. В школе были 4 класса, где учащиеся изучали закон веры, русский язык, арифметику, историю, географию, пение, рисование, чистописание, а также портняжное и белошвейное ремесла. В 1906 г. со школы выбыли 27 учениц по следующим причинам: эмиграция, бедность, болезнь, переход в другие мастерские, плохая успеваемость. Педагогический совет принимал разные меры против выбытия. Значительную поддержку оказывали "касса помощи" для беднейших учениц, а также доходы от выполненных заказов [1, с. 79-80; 22].
Большую помощь еврейским школам оказывало Общество для распространения просвещения между евреями в России. Большое значение имело открытие Обществом для распространения просвещения в 1907 г. в Гродно курсов для подготовки еврейских учителей, обладающих не только общим образованием, но и серьезными познаниями в иудаизме. В 1908 г. в Петербурге были основаны Курсы востоковедения — первое в России еврейское светское высшее учебное заведение. Несмотря на все изменения в еврейском образовании, большинство еврейских детей в России перед Первой мировой войной продолжало посещать традиционные хедеры. В 1905 г. И. Я. Рейнес — один из лидеров религиозного сионизма — основал в городе Лида иешиву, где наряду с религиозными дисциплинами изучались также светские науки. Однако большая часть раввинов не одобрила эти нововведения. В ортодоксальном лагере противников каких-либо преобразований было значительно больше, чем сторонников. Вместе с тем и в традиционном еврейском образовании начало развиваться религиозно-национальное направление.
Уже в 1870-е гг. наряду с просветителями-русификаторами появились и сторонники национального направления, которые утверждали, что евреи не только религиозная группа, но и нация. Еще до погромов 1881 г. Э. Бен-Иехуда выдвинул идею возрождения языка иврит. Но лишь с появлением в 1880–90-х гг. еврейского национального движения (вначале Ховевей Цион, а потом — сионизма) национальные идеалы стали оказывать влияние на систему еврейского образования. Сторонники национального воспитания выступали за возрождение языка иврит, за изучение древней и новейшей культуры на этом языке, за то, чтобы на иврите преподавались все предметы, чтобы он стал не только литературным, но и разговорным языком еврейского народа.
В период с 1881 г. по 1914 г. по-прежнему создавались частные еврейские мужские и женские школы. В 1883 г. существовало 66 еврейских школ; в 1893 г. их было уже 332, в 1899 г. — 372, в которых обучалось 17 604 учащихся (7708 мальчиков и 9896 девочек). В некоторых из этих школ было значительно увеличено время, отведенное на изучение еврейских предметов, а в других по-прежнему господствовали ассимиляторские тенденции. Сторонники национального направления стремились к тому, чтобы в школах для девочек еврейским дисциплинам отводилось не меньше места, чем в школах для мальчиков.
В школах для девочек еврейским предметам уделялось мало внимания, им отводилось обычно два-три часа. Изучали алфавит, молитвы в переводе на русский язык, а иногда библейскую историю и основы иудаизма. В школах для мальчиков на изучение еврейских предметов отводилось несколько больше времени. Изучалась также Библия, однако в большинстве частных школ общим предметам отводилось значительно больше времени, чем еврейским. Во многих талмуд-торах было введено преподавание общих предметов, но здесь все же предпочтение отдавали еврейским дисциплинам — им обычно отводилось от 10 до 18 часов в неделю.
Развитие еврейской литературы и журналистики и появление еврейского рабочего движения привели к возникновению идишистского направления в области еврейского образования. Сторонники этого направления требовали создания светских еврейских школ, в которых все предметы будут преподаваться на идиш, поскольку это разговорный язык большинства еврейского народа. Но лишь в 1914 г., после того, как Дума государственная приняла закон, разрешающий в частных начальных школах преподавать на языках национальных меньшинств, начали создаваться учебные заведения, в которых языком преподавания был идиш. Первые такие школы были основаны Еврейским комитетом помощи жертвам войны совместно с Обществом для распространения просвещения между евреями в России для детей беженцев. В то же время здесь начали создаваться школы, в которых все предметы преподавались на иврите; эта деятельность особенно расширилась в период между февральской и октябрьской революцией.
Проблема послевоенного устройства мира
Тегеранская конференциясостоялась 28 ноября — 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» — Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны
Ялтинская (Крымская) конференция
союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — вторая ...
Польша
Кревская уния 1385г. открыла новый этап в политической истории Польши Основным мотивом ее заключения стало стремление к совместной вооруженной борьбе с крестоносцами. Эта цель была достигнута под Грюнвальдом в 1410, и Тридцатилетняя война с орденом (1454-1466гг) окончилась поражением крестоносцев и воссоединением Восточного Поморья с По ...
Улучшение жизненных условий рабочего
класса
Повышение материального и культурного уровня жизни рабочего класса и всех трудящихся явилось одной из коренных задач молодого социалистического государства. Уже на четвертый день своего существования Советская власть узаконила 8-часовой рабочий день. Для лиц, не достигших 18 лет, установили 6-часовой рабочий день. Малолетних (до 14 лет) ...