Земледельческое освоение территории Кузнецкого уезда Томской губернии
(середина XVII – середина XIX
вв.)Страница 2
Сотни наемных работников трудились в хозяйствах зажиточных служилых людей. На юге области служилыми людьми и их детьми были основаны в Кузнецком районе деревни Атаманово, Сидорово, Тихоново, Антоново, Бедарево, Бызово и др. Служилые люди вели хозяйство с помощью половников, захребетников и наемных работников, набиравшихся из неимущих "гулящих" людей. Применялась наемная сила и в хозяйстве посадских людей Кузнецка, многие из которых в XVII - XVIII вв. также занимались земледелием.
В Кузбассе закабаление крестьян правительством, духовенством и верхушкой служилых людей происходило медленнее и с большим трудом, чем в районах, давно освоенных российскими феодалами. Часть служилых дворян и детей боярских в Кузбассе деклассировалась, не имея возможности использовать крепостных людей, и со временем перешла в другие сословия. Кузнецкий мещанин И.С. Конюхов в своей летописи Кузнецка, составленной в 60-е годы XIX в., привел фамилии дворян или детей боярских, ставших казаками, купцами и мещанами: Годлиевсковы, Буткеевы, Соколовы, Конюховы и другие. По имеющимся отрывочным данным, общая численность русского населения в Кузбассе была невелика: в начале XVII в. исчислялась сотнями, в конце XVIII в, — тысячами людей. Первой ревизией 1722 - 1724 гг. в Кузнецком уезде было учтено 1511 мужских ревизских душ, а в самом Кузнецке — 1363 души. Количество женщин в это время было меньше, чем мужчин, поскольку имелось много одиноких, бессемейных мужиков. Кузнецкий воевода Ф. Баскаков в "отписке" 1652 г. просил прислать в Кузнецкий уезд "женок и девок", чтобы "оженить" одиноких крестьян, которые не заводят своего хозяйства, а скитаются "промеж двор". В целом мужское и женское население Кузнецкого уезда и города Кузнецка в 1722 - 1724 гг. должно было составлять не менее 5 тыс. человек. В первой половине XVIII в. рост русского населения ускорился, что было связано не только с отечественным приростом населения, но и с ростом переселения по мере уменьшения военной опасности.
Кроме монастырской барщины, существовала в Кузбассе и такая форма закабаления крестьян, как рекрутские наборы на заводы Демидова, когда появились приписные крестьяне. В 1727 г. Бергколлегия разрешила заводчику А. Демидову селить на алтайских заводах "пришлых, кои живут в лесах и у калмыков, и шатающихся по селам дворцовых, монастырских и помещичьих крестьян". В 1736 г. Демидов получил право оставлять у себя и беглых государственных крестьян, обучившихся мастерству, и "платить за них подушные, так и четырехгривенные деньги". К заводам Демидова была приписана и часть крестьян из Кузбасса — из деревень Сосновского острога и Малышевской слободы Кузнецкого уезда. С 1747 г. значительная часть Кузбасса - Кузнецкий округ — вошла во владение императорской фамилии, в Колываново-Воскресенский, позже Алтайский, горный округ. Появляется новая категория государственных крестьян – приписные.[55] Местные "приписные крестьяне" несли феодальные повинности на кабинетских предприятиях, были обязаны по сниженным ценам поставлять хлеб для кабинетных мастеровых. Продавать хлеб частным лицам (торговцам) приписным крестьянам запрещалось.
Характеризуя феодальные повинности крестьян, необходимо отметить, что отсутствие помещичьего землевладения, малочисленность населения, обилие неосвоенных земель делало земледельца более свободным, самостоятельным. В Кузбассе преобладало "заимочно-захватное" землепользование. Господство натурального хозяйства в большей степени объяснялось отсутствием рынков сбыта.
Реформы Избранной рады
Предпринимая реформу местного управления, царь начинает дело с обновления себя самого. Он, обращаясь к народу, он просит прощения, призывает к исправлению бояр, обличает свои пороки и призывает своих сотрудников к нравственному возрождению. Грозный ограничивает юрисдикцию наместников, вводит в суд присяжных, даёт самоуправление местным ...
Последняя жертва на алтарь свободы
Парализованная внутренними и внешними противоречиями, Индия бездействовала. Освободительное движение, все усилия которого растрачивались на бесплодные переговоры, межпартийные дискуссии и осуществление мелких и символических политических акций, казалось надломленным. Обреченность и пассивность в умонастроениях людей разъедала столь доро ...
Культура палеолитической эпохи.
Предметы, найденные в этих стоянках, т. е. грубо обтесанные каменные орудия — скребки, ножи, наконечники, молоты, и костяные поделки (орнаментированные бивни мамонта), имеют большое сходство с такими же вещами первобытного человека, найденными в той же обстановке и в западной Европе. Значит, эта эпоха первобытной культуры была когда-то ...