ВведениеСтраница 3
А.П. Щапов[10] считал, что народная колонизация сыграла решающую роль в освоении Сибири. Периодизация у Щапова совпадает со схемой Г.С. Батенькова. Массовое бегство в Сибирь расценивалось, как форма социального протеста трудящихся. “Громадность пространства пахотных земель, лесов и неудобных местностей превышала землеустроительные силы народные, замедляла географическое распространение земледельческих поселений”[11].
А. Кауфман[12] говорил в своей статье, что Сибирь является страною государственного и крестьянского землевладения. При широком просторе господствовали экстенсивные типы залежного хозяйства.
Таким образом в досоветский период историки придерживались мнения, что решающую роль в заселении Сибири в данный период сыграла государственная политика “не воспрепятствования” освоению данных территорий населением.
В советский период наиболее видная работа появляется в 30-е гг. В.И. Шемелев писал, что “одновременно с началом горнозаводской деятельности в Кузнецком уезде начинается быстрое развитие земледельческой колонизации[13]”. Крестьянская колонизация не являлась по мнению С.В. Бахрушина, до 1861 г. главной для Сибири. На первый план исследователь выдвигал деятельность торгово-промышленных людей.
М.Н. Колобков[14] в своей работе достаточно мало внимания уделяет процессам освоения изучаемого региона в XVIII в., сводя этот вопрос к тому, что “заселение Кузнецкой земли… в XVIII в. …. не приняло широкого характера. Самовольные переселенцы проникали сюда большей частью единицами или отдельными семьями…обращаясь к обработке земли[15]”.
Появление монографического труда М.М. Громыко[16], хронологически охватывающего 30-80-е гг. XVIII в., явилось важнейшей вехой на пути исследования проблемы. На основе огромного источникового материала автором были раскрыты миграционные процессы, происходившие в рассматриваемый период в Западной Сибири. Прежде всего отмечались значительные изменения в характере географического размещения населения на территории региона – русские выходят далеко за пределы таежной полосы, осваивая южные лесостепные и степные уезды Западной Сибири. М.М. Громыко удалось выявить связь между развитием крупной промышленности и колонизационными процессами на примере Колывано-Воскресенского горного округа. “Для развития горнодобывающего и металлургических производств возрастает количество непосредственных производителей, следовательно, стимулировался приток населения. Возникающие и растущие заводские поселки нуждались в продовольствии и таким образом содействовали производству товарного хлеба, приливу земледельческого населения[17]”. Её вывод об опережающем росте населения в местах существования мануфактурного производства выходил по своему значению за рамки локального исследования. Свободное развитие миграционных процессов в XVIII в. сдерживалось феодальным государством, стремившимся прикрепить государственных крестьян к земле. Но в освоение южных районов Западной Сибири важную роль играла стихийная народная колонизация.
Точка зрения М.М. Громыко получила развитие в последующих работах, в том числе и трудах А.Д. Колесникова[18]. Он привлек ревизские книги и документы церковного учета населения, и привел доказательства в подтверждении вывода о высоком уровне естественного прироста сибиряков на протяжении всего XVIII в. “…когда создавалось первое жилье, появлялся опыт земледелия в новом районе, только тогда в новый район начинали проникать добровольные поселенцы[19]”. “Со второй половины XVIII в. районы выхода переселенцев постепенно расширяются. Изменяется социальный состав новоселов. Наряду с вольными переселенцами все более становится невольных ссыльных[20]”. В своей работе о составе переселенцев автор приводит динамику условий формирования населения Сибири XIX в. до начала XX в.
Архитектурный факультет выходит в лидеры
Важным отличием ВХУТЕМАСа от Баухауза было то, что в нем с самого начала был очень сильный и влиятельный Архитектурный факультет. Этот факультет, занимая как бы промежуточное положение между производственными и изобразительными факультетами, играл наряду с Основным отделением цементирующую роль в комплексной художественной школе. При эт ...
Сущность аграрной реформы
Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы.
Социально-экономическая сущность ...
Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.
Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:
а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);
б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и выс ...
