Промышленное освоение села Кольчугино на рубеже XIX - XX вв.
Страница 3

Историческая летопись » История села Кольчугино » Промышленное освоение села Кольчугино на рубеже XIX - XX вв.

Но первоначально угля на Кольчугинской копи добывалось немного, т.к. Гурьевский завод имел 1 домну, что же касается пароходов, горных и фабрично-заводских, то они пользуются угольным отоплением в ничтожных размерах[89].

Развитие горной промышленности шло очень медленно, можно предположить, что это было результатом того, что предприятия Сибири принадлежали царской династии Романовых, которые не хотели вкладывать свой капитал в развитие промышленности Кузбасса.

Ситуация начала меняться только к концу XIX века. Тогда при определе­нии новых экономических планов, правительство начинало учитывать геогра­фическое положение России. Впервые в Кузбассе было разрешено развитие горной промышленности. Несмотря на ряд различных запретов, горное дело принесло свои результаты. С 1850-1900 гг. в Кузбассе было добыто 100 т. тонн угля. Развитию угольной промышленности Кузбасса способствовало строи­тельство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая с 1891 года стала активным потребителем угля, именно с ней “были связаны быстрый рост каменноугольной промышленности[90]”. Ажиотаж вокруг угольных богатств Кузбасса с особой силой разгорелся с сооружением сибирской железнодорожной магистрали. С железной дорогой были связаны возникновение и быстрый рост каменноугольной промышленности[91]. Решение российского правительства о строительстве Сибирской железной дороги определялось не экономическими, а стратегическими мотивами – возможность ускорения переброски войск на Дальний Восток по Сибирской магистрали[92]. В конце XIX в. горная промышленность Сибири находилась на мануфактурной стадии капиталистического производства. Природно-географические условия данных территорий (богатейшие запасы полезных ископаемых и древесины, небольшое удаление от Транссиба, наличие посевных площадей) делало Кузнецкий бассейн районом возможного вложения капиталов, в том числе и иностранных в развитие его промышленности[93]. После проведения железной дороги началось её техническое переоснащение. Водяные двигатели почти полностью были заменены более совершенными и экономичными – паровыми и электрическими. С другой стороны существенно возросло переселение крестьян из европейской России в Сибирь. “Население Кузнецкого и Мариинского уездов, составлявшее еще в 1903 г. всего 355,3 тыс. человек, за 10 лет – к январю 1914 г. возросло почти в 2 раза – до 630,8 тыс. человек[94]”. Перспективы освоения угольных ресурсов Кузбасса в связи с проведением Транссиба воодушевили частных предпринима­телей. Но сложная работа была многим не под силу.

Уголь как дешевый товар мог выдержать перевозку только по дешевым путям сообщения, да и для создания угольной промышленности требовалась перевозка массы тяжелых и громоздких товаров.

В конце XIX в. горная промышленность вступила в полосу упадка, который испытывали все отрасли, за исключением угледобычи. Данные горной статистики, приведенные в таблице, свидетельствуют о падении выплавки металлов и добычи всех полезных ископаемых, за исключением угля, с 1895 по 1905 гг. (см. таблица 1).

Таблица 1

Добыча основных полезных ископаемых и выплавка металлов в Сибири в 1895 - 1917 гг.[95]

Показатель

1895 г.

1905 г.

1913 г.

1917 г.

Золото, кг.

21840

14900

22048

19317

Каменный уголь, тыс. т.

19,9

1250,4

1809,4

393,2

Чугун, тыс. т.

9,4

4,25

-

6,78

Страницы: 1 2 3 4 5 6