Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси
Страница 4

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси

Из дневника Антона Луцкевича известно, что у него было больное сердце, что не характерно для его возраста. Незавидное было и материальное положение Луцкевича, у которого было двое детей и безработная жена. В 1922 году Луцкевич возглавляет Белорусский центральный избирательный комитет. После того как он же разработал общую для национальных партий избирательную платформу на выборах в сейм, и сенат Польской республики в результате от Беларуси было избрано 11 кандидатов которые, – были избраны послами в сейм, а 3-е сенаторами [19,с.51].

Но все же внутри Луцкевича происходила борьба, он даже хотел навсегда выехать из Вильно, но не уехал. Почему неизвестно. 1923 год считается фактически поворотным в мировоззрении Антона Луцкевича особенно после так называемого белостокского судебного процесса над 45-ю белорусами. Этот судебный процесс показал, что польское правительство не допустит даже возможности самой идеи не только независимости, но и автономии Беларуси. В сборнике Белорусского научного общества «Западная Беларусь» (1923 г.) Луцкевич печатает свою статью «Кризис идеи или кризис общества?». В ней он показывает, что кризис белорусской идеи вызван: равнодушием Европы к Белорусской национальной проблеме [76,с.37-38]. Что касается большевиков, то к ним Луцкевич относится настороженно. В своем дневнике он пишет: “Все же этот большевизм – сила: он еще не скоро развалится, когда же ему суждено, когда же ему суждено развалится” [77,с.175]. Прежде чем останавливаться на факте восприятия Луцкевичем большевизма, нужно рассмотреть его деятельность в ГБШ. Следует отметить, что он же участвовал в организации ГБШ, все же являлся активным ее членом, а так же основным ее родоначальником (Белорусская Школьная Рада) основной целью ГБШ было: увеличить и усилить образование в белорусском национальном социальном и духовном духе развития белорусских школ и образования вообще [78,с.33]. Работы Луцкевича на этом поприще актуальны до сих пор и являются примером идеологической деятельности. В книге А.Луцкевича «Как учить в новой школе?» Замечаниям учителям белорусских средних школ, которая была издана 13 марта 1923 года, в частности говорится: не отдаляй от себя учеников холодом, не стремись показать свое превосходство или власть ними [78,с.40-41]. По сути, это было начало педагогического течения в обучении детей в белорусских школах.

Приверженцем независимости и неделимости Беларуси, социальной справедливости Антон Луцкевич прекрасно понимал, что созданная БСРГ является лишь органом большевизма следовательно не вступил в ее ряды хотя и имел некие связи с редакцией этой газеты, на правах свободного журналиста. Он не очень то восхвалял беларусизацию и НЭП т.к. знал, что коммунисты враждебно относятся к белорусской крестьянской стихии и национальной идеи. Все что они сделали в Минске есть не «рука дружбы», а вызов на бой [79,с.13]. Фактически он был провидцем, так же он знал о желании белорусских коммунистов монополизировать белорусское движение и многое другое. Это позволило А.Луцкевичу сделать вывод о нежелательности тесного сотрудничества с большевиками. Но сотрудничество полностью отрицать трудно, особенно после того как к концу 80-х годов XX века Владимир Казберук в Варшавском архиве нашел интересный документ: «Этот адресованный Антону Луцкевичу лист председателю ЦИК БССР, от члена ЦК КП(б)Б А.Червякова» этот документ был перехвачен польской разведкой в 1923 году. Его содержание следующее: «Дорогой Антон. Прости меня пожалуйста, за такое долгое молчание. Я не имел возможности переслать Вам все то, про что мы с Вами договаривались. Все то, что Вы просили посылаю Бандарчуком. Доллары перешлем сегодня в руки, скажите что деньги получили с Америки. За агитацию в периодической печати я Вам очень благодарен, в Москве ей очень рады. Просите все, что нужно, будем Вам пересылать» [19,с.51].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рабочие группы ИНХУКа и "объективный метод"
Общая тенденция к экспериментально-методическому анализу основ художественного творчества предопределила к началу 20 - х годов выявление в системе художественного образования, по крайний мере, трех основных требований, находивших широкую поддержку у наиболее радикально настроенной части студенчества. Во - первых, это требование "об ...

История Горбуновского торфяника. Первые открытия
Когда-то была проложена узкоколейка, соединявшая Нижний Тагил с Виссимом. Там существовала станция Горбуновский торфяник. Здесь работал брикетный завод, при нем небольшой поселок. Сам торфяник с трех сторон окружен невысокими горами, его длина 3,65 км, а ширина 1,5 км. Здесь добывали ежегодно 75 тыс. торфа. А все началось 5 июля 1908 г ...

Смерть Александра Невского и его роль в истории России:
Из Орды Александр возвращался больным. Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег. Когда почувствовал он приближение смерти, принял схиму. Ночью 14 ноября 1263 г. его не стало. Скоро дошла до города Владимира скорб ...