Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси
Страница 7

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси

Наши историки, пишущие об освободительном движении, до сих пор обходят вниманием реферат А. Луцкевича «К 50-й годовщине выхода «Гомон», прочитанный II февраля 1934 гола, и его доклад «Белорусы-народовольцы и их орган «Гоман» на VI Всеобщем съезде польских историков, напечатанный в книге. «Pamitnik VI Powszechnego Zjazdu Historykow Polskich. Wilno». Это не единственная работа А. Луцкевича, которую игнорируют наши ученые. В 1988 году — на четвертом году перестройки и гласности — вышел энциклопедический справочник «Францыск Скарына». В нем нет упоминания о том, что А. Луцкевич является автором реферата «Франтишек Скорина и язык его изданий», прочитанного 1 апреля 1936 года на торжественном заседании Белорусского научного товарищества в честь 450-летия со дня рождения белорусского и восточнославянского первопечатника. (Белорусская Академия наук эту годовщину не отмечала.) Луцкевич является также автором статьи «Четырехсотлетие первого кодекса белорусского права (1529—1929)». Статья эта, посвященная первому Статуту Великого княжества Литовского, помещена в «Беларуским календары» на 1929 год [41,с.92],

А. Луцкевич много времени отдал Белорусскому музею им. Ивана Луцкевича. Это научное и культурное учреждение ежегодно посещали тысячи экскурсантов, только за 1933 год – 13200 человек

Этому музею посвящены стихи западнобелорусского поэта Михася Машары. Коллекции музея описал А, Луцкевич в статьях, которые напечатаны и «Беларускім календары» в 1929 году [42,с.63].

Музей являлся учреждением, функционирующим при Белорусском научном товариществе, председателем которого являлся сам А. Луцкевич. Работе БНТ посвящена его статья «Пятнадцать лет трудов Белорусского Научного Товарищества» («Гадавік .», кн. 1, Вильна, 1933).

В Вильно печатались и переиздавались книги умерших писателей и тех, кто жил в БССР: Андрея Зязюли, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа и других. Деятельное участие в подготовке этих публикаций принимал и А. Луцкевич. Он один писал статьи и выступал с лекциями и докладами о творчестве выдающихся писателей, по истории белорусской литературы [42,с.64]. В этом же году Антон Луцкевич в журналы “Студэнцкая думка” публикует следующие статьи: «Подсознательное и сознательное в «душе белорусской» Сырокомли», «Вильно в белорусской литературе». «Эволюция белорусской возрожденческой идеологии и ее отражение в литературе».

В 1935 году он прочел реферат «О белорусской литературе «нашенивской поры», в 1938-м — напечатал статью «Жизнь и творчество Фр. Богушевича в воспоминаниях его современников»

В 1927 году в Вильно вышел сборник избранных произведений Якуба Коласа с предисловием А. Луцкевича. В 1938 году Антон Луцкевич пишет свою статью «Политический процесс Якуба Коласа», основанную на материалах Белорусского музея им. Ивана Луцкевича. Неоднократно обращался А. Луцкевич к творчеству Янки Купалы. В «Нашей Ниве» он рецензировал книгу поэта «Шляхам жыцця», в 20-е годы выступал с рефератом «Напевы лиры Янки Купалы». Когда в 1932 году отмечалось 50-летие со дня рождения народного поэта. А.Луцкевич прочел в Вильно и для белорусов в Риге и Двинске (Даугавпилсе) доклад «Янка Купала как Пророк Возрождения». Проследив литературные влияния на молодого Купалу, показав умение поэта работать со звуком и словом, обозначив его социальный и национальный идеалы, цитируя его произведения, которые к тому времени были изъяты из библиотек и БССР. А. Луцкевич почему-то не счел возможный: хотя бы упомянуть о том, что великого поэта довели до покушения на самоубийство, что многие его сочинения объявлены националистическими, вредным. Он, кого обзывали социал-фашистом, говорил в своим докладе о Великой Революции, о власти трудящихся. Ни слова о ссылках и высылках, о расправах с национальными демократами. Почему?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Быт древних славян
С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, В ...

Московское восстание
К середине XVI в. население России едва ли превышало 8—10 млн. человек. Большая часть его жила в крохотных деревнях, разбросанных по бескрайней Восточно-Европейской равнине. И именно в этих деревнях шла незаметная работа, подготовлявшая расцвет государства. Крестьяне поднимали новь, колонизовали необжитые окраины—«Дикое поле». Первая по ...

Буржуазно-либеральные учения в России 19 в
История либеральных идей в России в конце XIX -начале XX в. наиболее ярко была представлена в учениях Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева. Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828–1904 гг.). Его перу принадлежат т ...