Российский терроризм в начале XX векаСтраница 9
Информацию о широкомасштабных закупках оружия динамитов, производимых социал-демократами в Европе в период революции 19051907 гг., свидетельствовал изданный в 1925 г. сборник статей и воспоминаний "Боевая группа при ЦК РСДРП ". Сообщалось, к примеру, что некоторые германские оружейные предприятия, ориентируясь на российский революционный рынок, существенно увеличили выпуск производимой продукции.
Характерный эпизод из биографии культовой фигуры большевистского подполья Камо привел в брошюре посвященной Боевой группе при ЦК РСДРП СМ. Познер. Во время одного оживленного спора по аграрному вопросу представителя большевистской партии с меньшевиком боевик предложил своему товарищу: "Что ты с ним ругаешься? Давай я его зарежу". В свете последующих политических репрессий в Советской России Камо был недалек от определения большевистского курса "дискуссии" с оппонентами.
Как известно, для террористических групп характерны авторитарные принципы руководства. По своей психологической парадигме они изоморфны тоталитарным сектам. Поэтому механизмы вывода человека из террористической семиосферы могут быть смоделированы исходя из опыта реабилитации бывших сектантов. Интересно было бы посмотреть на процесс формирования культа вождя в советском обществе через призму ментальности революционных террористов. Литература 1920-х годов предоставляет в этом отношении довольно богатый материал. Боевики, утверждала Т.И. Вулих, ставили авторитет В.И. Ленина выше партии. "Они бы пошли за Лениным даже против всей партии, несмотря на их верность ей", - писала революционерка о кавказских боевиках.
Определенные элементы историографического плюрализма в вопросе о терроре сохранялись до начала 1930-х годов. На страницах "Каторги и ссылки" могли помещать свои воспоминания не только ортодоксальные большевики, но и бывшие представители иных политических партий. Один из них - член Боевой организации эсеров С. Басов-Верхоянцев. Он вспоминал, в частности, о весьма интересном эпизоде: еще за три дня до "кровавого воскресенья" по царской ставке в Петербурге был произведен пушечный выстрел. Впрочем, вопрос о том, кто стрелял, остался невыясненным. Но если выстрел имел террористическую подоплеку, то требует корректировки сама хронология революционной динамики в 1905 г. Революция готовилась еще до событий 9 января, а потому не вполне правомерно говорить о ее стихийности, выраженной в рефлексии народного разочарования в справедливости царской власти. Между прочим, С. Басов-Верхоянцов сообщал, что в подготовке гапоновского народного шествия к царю принимали активное участие и эсеры, предполагавшие направить мирное движение в революционное русло. Большие надежды на Г. Гапона в качестве катализатора революции, по свидетельству мемуариста, возлагал, в частности, видный эсеровский боевик М. Швейцер. Показательно, что в преддверии "кровавого воскресенья" Боевой организации эсеров было поручено осуществление целой серии громких террористических актов. Первым на очереди находился министр юстиции Муравьев. При прочтении воспоминаний С. Басова-Верхоянцева создается впечатление, что революционное подполье ожидало каких-то экстраординарных событий 9 января. Возможно, поэтому пушечный выстрел 6 января имел провоцирующий смысл, предопределяя враждебное отношение властей к последующей через три дня затем демонстрации.
Начало революции еще более расширило горизонты террористической программы "Ну, вот, - воспроизводил С. Басов-Верхоянцев собственные слова, сказанные им М. Швейцеру сразу же после драмы "кровавого воскресенья" - Подумайте только, какой это будет ответ: сегодня Фулон, через день-два Муравьев, как у нас намечено. А там еще кто-нибудь. Может быть, сам царь. А Москва, Киев!". Бывший эсеровский боевик подтверждает, что подготовка покушения на Николая II действительно проводилась. Непосредственную разработку вопроса о цареубийстве вела в то время член Боевой организации Т. Леонтьева. Ведущим психологическим мотивом обращения к терроризму С. Басов-Верхоянцев определяет чувство мести. По соображениям революционного возмездия устанавливался круг лиц, предназначенных стать жертвами террористических актов.
Политико-правовое учение М. Вебера
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение. всё многообразие человеческой культуры. В отл ...
Буташевич-Петрашевский
1847 год.
Петербург. Опять раскрыто "тайное общество". Раскрыт "заговор идей", целый кружок "государственных преступников", которыми руководит чиновник Министерства иностранных дел Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Следствие, суд. И приговор - смертная казнь. Но в последний момент расстрел заменен ...
Средневековые ереси, их социальная сущность и
идейные основы
В христианской религии, как к в других монотеистических религиях, существовало много еретических (несогласных с официальной догматикой) учений. Они начали появляться с того времени, как христианство стало официально признанной государственной религией, и сопровождали его на всем протяжении истории. Возникновение ересей объяснялось тем, ...